Автор: поэт Шмуэль Ерушалми
Этот материал, мне хотелось-бы посвятить месту археологии в изучении и понимании теории марксизма-ленинизма.
К моему огромному удивлению, сегодняшние марксисты (или хотя-бы их значительный процент) недооценивают ту огромную роль, что может играть археология в разъяснении народным массам правильности марксистско-ленинского учения. И это жаль, ибо именно через прочтение археологических книг, журналов и интернет-сайтов многие люди способны прийти к марксизму-ленинизму.
Ведь надо понимать, что классовая борьба в человеческом обществе не началась 200-500 лет назад, а классовая борьба идёт с самых первых дней существования человечества. С появлением, примерно 10-15 тысяч лет тому назад, рабовладельческого строя - начался современный этап в классовой борьбе, положивший конец тому, что Маркс называл: "первобытно-общинный коммунизм", когда внутри первобытных общин не было деления на классы, а классовая борьба сводилась лишь к борьбе с более сильными внешними врагами, а так же, к внутрисемейным конфликтам, между младшими и старшими членами семьи.
Археология как наука, важна для понимания марксизма-ленинизма прежде всего потому, что такие явления, как: эксплуатация, неравенство, несправедливое распределение ресурсов, социальный протест - существовали ещё за многие тысячелетия до нашей эры; И говоря о классовой борьбе, мы не имеем права не учитывать данный факт.
А теперь мне хотелось бы остановиться на некоторых фактах, доказывающих ту огромную помощь, что археология может оказать массам в понимании социальных процессов, существование которых было открыто Марксом с Энгельсом. Ну начну пожалуй с такого всем известного библейского рассказа, как рассказ о сотворении мира. Там, в этом повествовании говорится о том, что Всевышний творил мир в течении шести дней, а на седьмой день отдыхал ото всех дел земных. Этот день на древнем иврите был назван Шабат, от слова: лишбот (то-есть, отдыхать от дел, ни чем не заниматься (отсюда и обновлённое ивритское слово: швита - забастовка, а так же, слово: суббота, обозначающее день недели, являющийся седьмым у иудеев и шестым у христиан). Нет сомнения, что в последней строке предания о сотворении мира, отражается отголосок социальной борьбы в Хананее (Кнаан), Древнем Египте, и других странах Древнего Востока более чем трёхтысячелетней давности. И скорее всего, рассказ о седьмом дне в который Всевышний отдыхал, является ни чем иным, как повествованием о борьбе трудовой части жителей Древнего Востока, за право на ежедневный день отдыха.
Теперь перенесёмся в более древнюю эпоху - в Египет VI-III тысячелетий до нашей эры. В ту эпоху, в Египте процветала культура строительства пирамидальных гробниц (всем известные египетские пирамиды). Так вот, археологи, обнаружили на стенах одной древнеегипетской гробницы надпись, текст которой рассказывает о забастовке, вспыхнувшей среди рабочих (не рабов, а именно рабочих), занятых на строительстве одной из пирамид. Данная забастовка увенчалась успехом, так-как рабочим участвовавшим в ней удалось добиться выполнения всех своих требований. Надпись, упоминающая забастовку среди строителей древнеегипетских пирамид - считается наидревнейшим в истории, упоминанием такого явления, как забастовка рабочих.
Теперь перейдём к теме восстаний рабов. Большинство более или менее эрудированных людей живущих в мире,знают в основном только про Восстание рабов под предводительством выходца из Тракии (область в Греции) Спартака. Это восстание вспыхнуло в 76 году до н.э., и явилось одной из первых попыток известных истории, более-менее сознательного захвата власти угнетёнными классами. Более продвинутые люди, могут ещё знать о двух восстаниях рабов на острове Сицилия, в 30-ых гг. второго века до н.э. Но к сожалению, большинство непосвящённых не знают о том, что восстания рабов вспыхивали постоянно, практически с первых дней существования рабовладельческого строя. Например, известный исторический факт (в том числе, отмеченный в научной литературе) - что на протяжении всех лет расцвета ассирийской империи (IХ-VIII вв. до н.э.) - в Ассирии, постоянно происходили восстания рабов, протестовавших против наитяжелейших условий труда. Кроме того, восстания рабов, а так же свободных рабочих занятых на тяжёлых физических работах - были обыденным явлением абсолютно во всех странах Древнего Востока. Например, вне малейшего сомнения, рассказ из Ветхого Завета об Исходе древних израильтян из Египта, во главе с Моше (Моисеем) - является ни чем иным, как повествованием об определённом восстании рабов, находившихся в рабстве у египтян. Видимо, в данном случае восставшим рабам удалось победить своих поработителей, и эта победа и есть Исход из Египта, описываемый в Ветхом Завете.
Кроме того, коммунисту, очень важно знать об обиходе и каждодневной жизни народных масс, в древние археологические эпохи. Нам важно знать: что древние жители Земли производили, какими орудиями труда пользовались, чем питались, как одевались, при каком общественно-политическом строе жили, и т.д.
К сожалению, на Западе, серьёзные археологические исследования жизни народных масс в древние эпохи, начались только 50-60 лет назад. Это направление археологической науки получило название: социальная археология. В СССР же, надо констатировать, что со всей критикой, что имеет место в адрес тех или иных советских руководителей - социальное направление в археологии начало развиваться уже с первых дней после Октябрьской Революции (1917 год). Сразу же после революции, в СССР начали издаваться книги и публиковаться научные статьи, главное направление которых было - исследование жизни и быта простых людей в древнюю эпоху, начиная с наидревнейших доисторических времён. В этих работах особо подчёркивался быт рабов и мелких крестьян - бывших в древнюю эпоху наиболее уязвимой частью населения. Среди работ по социальной археологии, что вышли в СССР за семьдесят четыре года Советской Власти, особогоо внимания заслуживают различные хрестоматии и учебные пособия по истории древнего мира для студентов советских вузов. В каждом таком пособии, в каждой такой хрестоматии - содержалось богатейшее собрание цитат из трудов древнеримских, древнегреческих, персидских и других древних авторов - расскрывающих историю жизни народных масс в в древнюю эпоху.
В заключение данного материала, мне хотелось-бы ещё раз подчеркнуть ту важность, что для истинного марксиста имеет углублённое изучение археологии. Археология как наука, способна раскрыть нам тайны клаассовой борьбы, начиная с незапамятных времён. Археология способна дать нам в руки ключ к пониманию начала тех исторических процессов, которые в конечном итоге привели к революционным движениям девятнадцатого-начала двадцатого столетий. Необходимо, что-бы прогрессивные археологи и другие специалисты по истории Древнего Мира мобилизовали свои усилия, для объяснения народным массам того коллосального исторического пути, что прошли Классовая Борьба и революционная идея.