| Оригинал взят у seva_riga в Неолиберальные экскременты: Деривативы, Гламур, Майдан...
«Гламур — это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих, чтобы они думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег…» (Пелевин)
Чем больше наблюдаю за Майданом и его обитателями, которые после полугода жизнерадостных скачек вдруг, как “фейсом об тэйбл”, с размаху треснулись о реальную жизнь, тем больше нахожу закономерностей этого социального феномена с остальными родимыми пятнами глобального кризиса, главным объединяющим признаком является пронзительная фальшивость всех этих явлений, вместе взятых. Сначала о деривативах, которые для большинства нормальных людей представляются… Да никак не представляются, чупакабра какая то. Поэтому очень просто и очень кратко - финансовый дериватив - это когда я считаю, что смогу отдать долг Пете, потому что мне должен Вася… Нормальное такое обещание, да? Но объемы операций с этим типа товаром” поражают воображение.
Обещания "Бля буду, заплачу!" на сумму ДВА КВАДРИЛЬОНА долларов почему то называются экономикой:
Выполнить эти обещания невозможно. Отказаться - нереально. Как это похоже на то, что происходило на майдане!
Никаких реальных ценностей, имеющихся в наличии у человечества, не хватит, чтобы обменять их на придуманные шустрыми финансистами бумажки. И стоит предъявить их к оплате, как они сразу превращаются в то, чем на самом деле и являются… Как и майданный патриотизм, предъявленный к оплате в Новороссии, также оказался необеспеченной долговой распиской. Видимость, фикция, трескотня для наведения паники. Хороши на презентациях и парадах и никуда не годятся в повседневной жизни. Экономику, работающую в виртуальном пространстве с виртуальными ценностями, уже обозвали глэм-капитализмом. У меня лично этот термин вызывает устойчивую ассоциацию с големом (человек из неживой материи — глины, оживленный каббалистами с помощью тайных знаний, искусственный человек, который делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека). Голем от экономики не мог не родить и родил такое же уродливое создание в общественной жизни - гламур, а в политической - майдан.
В глэм - экономике внимание переносится с реального товара на его символы, с реальных денег на их производные, с реальных ценностей на придуманные здесь и сейчас и существующие ровно столько, сколько существует рекламный бюджет на их раскрутку и поддержание. Гламур и Майдан работают ровно на тех же принципах и по тем же лекалам.
В результате в тартарары летят все классические теории о балансе спроса и предложения, о насыщении рынка и о пирамиде потребностей. За счет правильно организованной рекламы можно загнать голодного человека в очередь за абсолютно бесполезным для него товаром, который можно свободно выбросить сразу после приобретения. Главным делом вашей жизни Может стать любой пустяк, Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара, Задыхаясь от восторга Заниматься чепухой. (Григорий Остер) Гламур представляет собой стиль жизни, подчеркнуто сосредоточенный на статусах — реальных или мнимых. «Престижное потребление» воспитало особый класс покупателей, которые готовы платить внушительные суммы не за качество изделия, а за известные символы, обозначающие «раскрученный» бренд. И именно этот класс потребителей образцово-показательно и абсолютно некритично потребляет раскрученный политический бренд, каковым и является Майдан. Именно в этом месте гламур, как социальное явление, пересекается и намертво сращивается с Майданом, как явлением общественно-политическим, где гламмур - потребление вещей,а майдан - потребление патриотизма. Не проявление, а именно потребление:
Гуру постмодерна Бодрийяр рассматривает гламур, а я - также и майдан, как наиболее показательный пример именно «престижного потребления», которое предназначено не столько для удовлетворения насущных потребностей, сколько для фиксации определенного социального статуса.
1. Гламур (Майдан) — это показное потребление. Его цель вовсе не в удовлетворении физических и духовных потребностей. Его цель — впечатление, произведенное на окружающих.
2. Гламур (Майдан)— это такое показное потребление, которое можно капитализировать и продать.
3. Гламур (Майдан)— это не роскошь в классическом понимании этого слова, хотя бы потому, что гламурные вещи категорически не подходят для клада. Они имеют ценность только как результат грамотного маркетинга. Убери рекламу — исчезнет спрос.
Важно понимать, что как гламур, так и Майдан — это не уникальное самобытное явление «как-то так само собой получилось», а хорошо спланированное социальное оружие, работающее строго в том же ключе, в каком работает и вся пирамида финансовых деривативов.
Гламур работает по примитивной, но от этого не менее эффективной методике присвоения чужих денег — как только к пациенту попадает опасное количество денежных знаков (например, молодой спортсмен подписывает миллионный контракт, молодая актриса становится звездой шоу-бизнеса, молодой политик становится лицом партии), его одобрительно хлопают по плечу и говорят: «Ты теперь один из нас, сильных мира сего. Но для того чтобы оставаться на уровне, тебе нужны дом, машина, одежда, семья, соответствующая твоему изменившемуся статусу»...
В результате реализации этих статусных требований пациент стремительно превращается из того, у кого есть миллион, в того, кто должен миллион, и таким образом уже не представляет собой опасности для реальной, а не придуманной элиты, обладающей реальным, а не придуманным капиталом. Точно также работает майдан, только еще по более циничной схеме, а именно пациенту вообще ничего не дается, кроме статуса патриота высокой степени посвящения, а в обмен забирается все, включая саму жизнь.
Бренды поглощают индивидуальность современного человека. В сущности, процесс потребления превращается в бесконечную погоню за престижностью бренда. Его символическая природа теперь заменяет собой те качества товара, которые важны при его эксплуатации, и буквы, обозначающие марку (бренд) или символическое изображение, вытесняют собой применимость товара в повседневном опыте. (Американский культуролог и социолог Н.Кляйн) Следующая объединяющая особенность гламура и майдана — зависимость от средств массовой информации. Как любые придуманные ценности, гламур и майдан чрезвычайно чувствительны к вниманию со стороны масс-медиа, точнее — к отсутствию такого внимания. Ну, и контроль над масс-медиа автоматически приводит к контролю над апологетами и постоянный приток неофитов.
«Закономерным итогом «престижного потребления» является «устойчивая психофизиологическая зависимость потребителя от конкретной марки представляемого на рынке товара». Таким образом, наиболее продаваемым товаром на рынке в постиндустриальном обществе становится не вещь, а представление о самом себе со знаком «плюс», то есть «собственная позитивная идентичность». (Тульчинский Григорий Львович. Доктор философских наук, профессор СПб Государственного университета культуры и искусств)
Беда обоих придуманных ценностей - как гламура, так и майдана — полное разрушение личности своих фанатиков. И Майдан, и гламур отсекает нравственность, гуманизм и совесть, как рудименты, мешающие блистать, и оставляет цинизм и целесообразность. Какое уж тут раскаяние по сделанному — это ведь нецелесообразно.
И Майдан, и Гламур есть пародия на чистоту. Гламур демонстрирует не чистоту, а богатство, не умение отчистить чайник, а способность купить новый чайник или купить труд чистильщика. Гламур имитирует вечную жизнь, убивая все живое и заменяя его искусственным. Точноо также работает и Майдан, по динамике своих людоедских качествам уже обогнав всех известных диктаторов и палачей.
На вопрос по поводу грязных детей: «Этих вымыть или новых народить?..» — Майдан отвечает отднозначно: «Мыть бесполезно». Грязных детей проще топить. Гламур и Майдан смертоносны и разрушительны, потому что стреляют в голову своим жертвам, убивая мозг, заменяя реальные цели человека виртуальными, реальные отношения — выдуманными имиджмейкерами, реальную жизнь — скроенной по чужим лекалам глянцевой сказкой. |
|