Летописец.
Почти четверть века петрозаводчанин владимир романов ведет хронологию событий истории человечества. Его летопись не знает столь же подробных аналогов.
В 1978 году, когда владимир начинает дотошно фиксировать произошедшие в мире события, ему было 12 лет. Мальчика интересует и заботит все: от войн и конфликтов до смены правительств и государственных переворотов. Идея составить хронологию событий истории, свести воедино все, чем жило человечество на протяжении своего существования, родилась позже.
Подобный свод исторических событий предпринят в трудах льва николаевича гумилева. Но хронологические изыскания теоретика хода истории неполны и не охватывают мира в целом.
Владимир романов не претендует на роль ученого или первооткрывателя. Свой нескончаемый труд он называет трудом ремесленника. Заодно на многих исторических примерах он поверяет гумилевскую пассионарную теорию жизни народов, которую принял на веру. Народы, по гумилеву, как и люди, рождаются, живут, болеют, стареют и умирают. В среднем срок жизни народов - 1200-1500 лет, после чего они сходят с исторической арены. На судьбы мира оказывают влияние некие пассионарные толчки, когда под воздействием неких причин, возможно космических влияний, внезапно увеличивается число страстных людей, желающих и способных что-то в истории изменить.
А в свои восемнадцать лет владимир увлекся языком эсперанто, созданным в конце xix века польским евреем членом масонской ложи людвигом заменгофом (лейзером мордковичем). Лучше всего о цели создания искусственного языка говорят следующие строки из гимна эсперантистов: "сур неутрала лингва фундаменто, компренанте уну ла алиан, ла пополой фарос эн консенто уну грандан рондон фамилиан", что в буквальном переводе означает: "на нейтральной языковой основе, понимая друг друга, народы создадут в согласии один великий семейный круг".
"Я был тогда коммунистом, государственником по убеждениям, - вспоминает владимир, - хотя даже в комсомоле никогда не состоял.
Хотел с помощью универсального языка познакомиться с тем, чем живут другие народы, помочь распространению социалистических идей в мире, тем самым постараться усилить свой народ, свое государство".
Все увлечения романова взаимосвязаны. Как истинный гражданин мира, он озабочен тем, куда движется человечество. Впрочем, постепенно его взгляды меняются: из интернациональных они становятся национально ориентированными. Во многом этому способствовал раскол в стане отечественных эсперантистов: одни поддержали горбачевско-ельцинские демократические преобразования в стране, проводимые в русле мировой политики глобализации, другие (в том числе романов) эти преобразования демократическими, отвечающими интересам народов страны, не посчитали.
То, что сегодня происходит в россии, романов называет пассионарным надломом, усугубленным союзом людей с негативным мироощущением (крайний случай негативного мироощущения представляют самоубийцы). Знание истории и теория гумилева дают возможность прогнозировать дальнейшие исторические события, которые нас ожидают.
В компьютерном мире интернета есть сайт под названием "гумилевика". Там последователи льва николаевича спорят о судьбах мира и развивают его теорию.
Пассионарный надлом характерен для большинства развивающихся народов. Это как болезнь роста. Он возникает через 400-600 лет после рождения того или иного народа вслед за этапом бурного его развития. Характеризуется расколом в обществе, гражданскими войнами. Германия, например, пережила такой надлом в период противостояния католичества и протестантизма. Этот период, называемый реформацией, закончился там тридцатилетней войной, в которой погибло три четверти населения страны. После этого наступило "отрезвление" от содеянного и начался национальный расцвет.
Владимир романов придерживается взгляда, что пассионарный надлом в россии начался с декабристов, внесших раскол в прежде монолитное общество. В настоящее время надлом заканчивается. Завершиться он должен, согласно гумилевской теории, кровопролитием. Затем наступит выздоровление, возрождение. А вот на западе большинство народов вступает в фазу старости. Она характеризуется падением нравственности, распространением низменных инстинктов, восхвалением тела, разрушительными тенденциями (похожий пример - течения времен упадка древнего рима). В то время как духом западного разложения и упадка охвачена и нынешняя россия, по линии от ирана до южного китая происходит пассионарный подъем, идет бурное развитие новых народов.
Впрочем, реальная жизнь не всегда вписывается в теоретические схемы. И что-то в мире будет происходить не так, как представляется последователям гумилева, а по другому сценарию.
Помимо кропотливого фиксирования фактов современной истории, романов продолжает вести изыскания, дополняя свою летопись малоизвестными событиями давно ушедшей поры. Изучает толкование на библию, пытаясь внести ясность в устоявшуюся, но не всегда безупречную хронологию. Его познания в истории, может быть, не столь глубоки, как у профессионалов-историков, фрагментарно изучающих предмет, зато всеобъемлющи. За его суждениями чувствуются глобальность, глубина. И хотя он знает историю, возможно, более поверхностно, чем профессионалы, зато во всей взаимосвязи событий. В области глобального подхода к исторической науке, как и знатоку эсперанто, владимиру в петрозаводске, вероятно, нет равных.
Тысячи составляющих историю человечества событий вошли в монументальный труд скромного петрозаводского знатока истории и эсперанто, не имеющего даже высшего образования. Владимир продолжает жить планетарными масштабами. Он надеется, что его любовь к миру и обеспокоенность за его судьбу не останутся безответными. Он, в частности, рассчитывает на то, что его летописью кто-нибудь заинтересуется и поможет ее издать. Глубокое знание истории, считает владимир, позволит нам в будущем пореже наступать на старые грабли.
Сергей хохлов.
http://www.pro-logic.ru/art-news/Letopisec_pocti_cetvert_veka.html