«Принятие православия – это величайшая трагедия для России»
Известный русофоб Владимир Познер видит причину бед России в православии и Русской церкви. Православие, по его мнению, является темной, закрытой религией, принесший колоссальный вред России.
"Я думаю, что одна из величайших трагедий для России - принятие православия", - заявил В.Познер в интервью, опубликованном на сайте Vladimirpozner.ru.
Ответ обезьяночелдобреку ПознеруА.Кураев.
Как в своих передачах, так и в жизни В.В.Познер проповедует толерантность и диалогичность. Но может ли кто вспомнить ситуацию, когда В.В.Познер в ходе дискуссии со своими отнюдь не глупыми собеседниками изменил бы свой изначальный тезис и подправил свою собственную позицию?
Свое глубинное убеждение во вредоносности православия В.В.Познер высказывает не впервые. Наверное, за те немалые годы, в течение которых он излагает это свое убеждение, у него была возможность услышать доводы тех людей, которые с ним не согласны.
Но никакие возражения никак не влияют на позицию и формулы В.В.Познера.
Он дрессирует свою публику, а не убеждает ее. Он расставляет маркеры: "в этом сезоне в нашей партии принято носить такие-то идеологемы". И тусовка послушно подмигивает и перезванивает друг другу: "мы, интеллигентные люди, об этом думаем именно так..." А кто думает иначе - тот будет немедленно лишен почетного звания "интеллигента" и записан в гитлеры без права апелляции.Но все же В.В.Познер очень полезен и незаменим: без него как бы мы узнавали о том, что думают о нас, нашей истории, нашем настоящем и будущем в "вашингтонском ЦК"?
Сам подход В.В.Познера к вопросам религии странен: он берет критерий, который может быть уместен при оценке одной области человеческой деятельности, и с ним подходит к оценке совсем иных областей. В.В.Познер, безусловно, талантливый журналист. Но вполне может быть, что он не очень "продвинутый" бизнес-консультант. И что же - неужели малополезность в одном должна перечеркнуть таланты, проявленные этим человеком в другом?
Оценивать духовно-религиозный выбор с точки зрения экономико-социологической эффективности - все равно что вспоминать чемпионат мира по футболу в ЮАР только под знаком си-бемоля малой октавы - той единственной ноты, которую только и умели издавать тамошние вувузелы. Или оценивать писателей по критериям "партийности" их творчества. Помнится, в одной атеистической брошюрке вред старообрядчества объяснялся тем, что якобы старообрядческие догматы запрещают складывать пальцы перстью и потому якобы доярки-староверки доят коров двумя перстами, что снижает удои...
Есть люди, которые обращаются к религии ради социального и экономического успеха. Но это как раз люди малорелигиозные. И их мотивы как раз не одобряются Церковью. И вера, якобы исповедуемая ими, совсем не влияет на их жизнь. А люди, всерьез религиозные, совсем не для внешнего успеха размышляют над религиозными сюжетами и совершают те или иные религиозно значимые поступки.
В.В.Познер вроде бы не учился в советской школе. Отчего же так глубоко въелись в него советские стереотипы? Может, потому, что они были не только и не столько партийно-большевистскими, сколько в целом русофобскими? Аргументы же В.В.Познера очень хороши как раз для того, чтобы вспоминать азы исторического мышления.
Например, его печалит то, что в России не было Возрождения. И не было его именно из-за православия.
Однако для выздоровления нужен человек, обладающий как минимум двумя свойствами: а) больной и б) тем не менее живой. Так и для наличия Возрождения нужно, чтобы было чему возрождаться. Под Возрождением понимается возрождение именно античных греко-римских традиций. Россия же никогда не была частью древнегреческой или древнеримской культуры. Рецепция этой культуры Русью происходила именно с принятием православия, причем началась она в X веке, а не дожидалась для этого XV века. Языческие волхвы Приднепровья и не слыхали про Платона с Аристотелем и Цицероном. А вот православные монахи стали переводить, переписывать, читать и перелагать их книги.
Не все страны были в греко-римской экумене, и потому не везде могло быть Возрождение. И все же есть множество стран вполне европейских и, я так думаю, очень симпатичных В.В.Познеру, в которых никаким боком найти Возрождение не удастся: например, Дания или Швеция, страны Балтии...
Люди, любящие оттенить свою "европейскость" размышлениями на тему национально-религиозного убожества России, на всем тысячелетнем пространстве нашей истории видят лишь Ивана Грозного. В него их палец попадает даже с закрытыми глазами, а партийный рефлекс велит при упоминании имени русского царя тут же сказать: "типично русский тиран, каких история не знает". То, что английский национальный лидер по имени Генрих VIII был не менее кровав, в их памяти не осталось... Но все же Иван Грозный не создавал новую Церковь, а Генрих VIII cоздал Англиканскую церковь - исключительно по мотиву собственного сексуального комфорта. Отчего-то у В.В.Познера нет претензий к Англиканской церкви, главой которой по сию пору является английская королева. В то же время православие для него - это такой монстр, который максимально срастился с государством и подчинился государственной власти.
Я полагаю, что не нужно гневаться на высказывания В.В.Познера, а нужно занести их в память ноутбука или мобильного телефона и затем почаще в разных аудиториях их цитировать - с корректным кратким анализом.
С именинами, уважаемый Владимир Владимирович! Как бы то ни было, Вы были названы в честь нелюбимого Вами князя Владимира - Крестителя Руси.
http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=150Владимир Познер:
"Я не русский человек, это не моя родина, я чувствую в России себя чужим"
"Я не считаю эти улицы для себя своими. Своими для себя я считаю парижские улицы. Вот недавно я был в Париже и чувствовал там себя абсолютно счастливым"
Как пишет в своей статье спецкор газеты "Известия" Дмитрий Соколов-Митрич,
по степени некомпетентности суждения В.Познера о религии "можно сравнить с убеждением Карлсона, будто телевизор – это такая коробка, в которой сидит живая симпатичная девушка и строит ему глазки".Он напомнил о том, как недавно американская журналистка Хелен Томас потеряла работу из-за антиизраильских высказываний "примерно той же степени накала, что и слова Познера о православных".
Комментируя удивление В.Познера в связи с реакцией на его реплики, Д.Соколов-Митрич заметил, что ответственное заявление отличается от безответственного тем, что "произносящий его человек признает за согражданами право на собственное мнение и общественную критику в свой адрес и готов держать за свои слова ответ перед аудиторией".
"Свободного человека, которым, безусловно, считает себя Владимир Владимирович, не должна удивлять реакция других свободных людей на его свободные высказывания. Иначе получается, что свои свободолюбивые принципы он распространяет лишь на себя самого. И это на самом деле синдром не одного только Познера", – резюмирует автор публикации.
Для Виктора Мараховского из "Русского обозревателя" нет ничего неожиданного в том, что "в голове у московского интеллигента Познера В.В." обнаружилась такая "окрошка".
В то же время автор задается вопросом, что
"утонченный профи Познер, рассуждающий о том, чего не знает, делает в государственном телевизоре". И дает ответ: "Познер точно так же озвучивает суеверия успешных людей с высшим образованием, уверенных, что их в Россию подкинули и они ей на самом деле не родные. Таких ведь тоже миллионы. И многие из них находятся в пресловутом истеблишменте".Журналисту сайта Km.ru Леониду Рудницкому
знания В.Познера о православии напомнили "кухонный разговор двух не очень трезвых интеллигентов, которые наливают после каждой третьей фразы и благодаря этому проникают в такие глубины, о которых раньше и помыслить не могли".
"Только зачем выводы таких кухонных дискуссий выставлять на всеобщее обозрение?" – спросил он.
Констатируя, что
В.Познеру нет дела ни до России, ни до православия, поскольку он не считает своей страну, в которой работает, автор рекомендовал ему не лезть со своим уставом в чужой монастырь.Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков в статье на сайте "Русский обозреватель" предположил, что В.Познер, рассуждая о православии и Русской церкви, сам имеет некую религиозную установку, "которая стоит от православия на огромном расстоянии".
"Находясь на такой дистанции от православия, господин Познер может о нем знать не более, чем о границах вселенной. И поэтому он не может оценить, насколько православие полезно для России: он его просто не знает", – делает вывод священник.
В свою очередь клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста отец Максим Первозванский усомнился в том, что В.Познер или кто-либо другой "имеет право на подобные заявления".
"Что бы ответили европейцы на заявление о том, что католичество было величайшей ошибкой? А что бы сказали евреи в ответ на слова о том, что выбор Авраама был ошибкой? Это как минимум является оскорблением" – пишет он.
Источник: Интерфакс-Религия