«ВОТ ГДЕ ВАМ МИРОВОЕ ЖУЛЬЕ»Спор о Есенине В «Советской России» («Отечественные записки», 17 ноября 2005 г.) была напечатана рецензия Александра Блинова «Гениальный поэт остался за кадром» на новый телевизионный сериал «Есенин». Точнее, это была рецензия на две серии фильма, показанные в селе Константиново землякам великого русского поэта задолго до выхода телесериала на всероссийский телеэкран. Но даже по этим двум сериям рецензент фильма абсолютно точно разглядел то вранье, к которому прибегли авторы телесериала, чтобы, рассказывая о судьбе и смерти поэта, вымазать грязью cоветскую власть, которую якобы не принял Есенин и которая якобы убила поэта.
У меня сложилось впечатление, что авторам фильма не столь важно было рассказать людям о нашем национальном поэте, а во сто крат важнее в очередной раз «лягнуть мертвого льва». И мне было стыдно видеть эти потуги нечистоплотных людей. Cтыдно за уровень, до которого скатилось наше кино, стыдно за актера Александра Михайлова (с О.Табаковым давно все ясно), вынужденного нести с экрана злобную чушь в адрес cоветской власти, было стыдно за нас, телезрителей, граждан, которым сегодня можно так лгать.
В упомянутой мною рецензии уже шла речь об эпизоде расстрела крестьян вдоль железнодорожного пути, по которому идут поезда с сотнями пассажиров-очевидцев этого расстрела. Большей злобной чуши и придумать трудно: вести крестьян из деревень и сел к железной дороге, рыть длинный ров вдоль железнодорожной насыпи, расставлять вдоль рва неизвестно кем приговоренных к казни людей с интервалом в несколько метров и расстреливать их на глазах проезжающих пассажиров. И все это городить для устрашения? Кого? Пассажиров?
Не менее диким воспринимается эпизод участия пьяного Есенина в расстреле приговоренных к смертной казни людей. Хотя авторы фильма и постарались смягчить эту сцену превращения поэта в палача, не взведя курок револьвера, сама эта сцена, на мой взгляд, оскорбляет его память. Не верю, что настолько Сергей Есенин пропил сою совесть и свою душу.
Подобные кадры показа «зверств» большевиков, красных, чекистов и гэбистов давно уже стали традиционными для низкопробных голливудских поделок. Меня, к примеру, уже не удивляют кадры американской кинобелиберды, на которых я с трудом могу узнать в людях, одетых в немыслимую военную форму, советских солдат. Но мне стыдно, что подобные методы американских киношников, рассчитанные на оболванивание собственной публики, зачастую считающей русских недочеловеками в лаптях и чуть не в звериных шкурах, теперь применяются и нашими деятелями экрана. И это происходит в XXI веке, после десятков фильмов, принесших нашему кинематографу всемирную славу. Словно и не было у нас «Броненосца Потемкина», «Александра Невского», «Ивана Грозного», «Чапаева», «Судьбы человека», «Тихого Дона», «Гамлета», «Баллады о солдате», «Войны и мира», фильмов «Летят журавли» и «Москва слезам не верит»...
И после всего этого, после столь славной истории советского кино так опуститься. Стыдно!
Мне было стыдно за подбор актеров на роли Кирова, Дзержинского, Сталина. Я понимаю, что авторы фильма специально старались сделать пародии, шаржи на этих, ненавистных им крупнейших государственных деятелей советского государства. Но доводить это шаржирование до такого абсурда... Стыдно.
Поначалу я принял Кирова, принимающего поэта Сергея Есенина на загородной даче, за какого-то средней руки «братка» розлива ельцинско-путинских времен. С его откормленностью, с тупостью выражения физиономии, с его приблатненными манерами. И это пламенный Сергей Миронович Киров, за которым шли сотни тысяч людей, убежденных его словом как на Кавказе в годы Гражданской войны, так и в Ленинграде в годы первой советской пятилетки?
А Феликс Дзержинский? Неужели в том истукане, не похожем ни на один из портретов «железного Феликса», который разговаривает с Есениным, можно узнать «рыцаря революции», которого уважали не только сторонники, товарищи по партии, но и враги? Уважали за благородство. Только благородный человек мог отпустить из тюрьмы анархистов на похороны своего идейного вождя всего лишь под честное слово.
Неужели мы увидели на экране того человека, который не только возглавил ВЧК в самые трудные годы революции, но и в немыслимо короткие сроки смог организовать восстановление железнодорожного транспорта, восстановление разрушенной двумя войнами экономики России, сумел за кратчайшее время спасти миллионы беспризорников?
В фильме же те самые рядовые милиционеры, которые в действительности собирали по всей стране беспризорников и спасали их от смерти и преступности, стреляют в Есенина и убегающего вместе с ним беспризорника только потому, что им, милиционерам, видите ли, лень бегать за хулиганами, разбившими стекло в поезде. И это происходит в 25-м году, когда не только спасали беспризорников, но и не стреляли почем зря на московских улицах.
Стыдно глядеть на подобное. Стыдно за тех, кто все это снимал.
А уж о киношном Сталине и говорить нечего. Давненько подобных пародий на вождя не было на нашем экране. Ребята из телевизионного «Городка» могут отдыхать.
В фильме почти нет рассказа о творчестве Есенина. Пара эпизодов, в том числе эпизод написания «Баллады о двадцати шести», на дюжину серий фильма — это не рассказ о творчестве великого поэта. Зато в фильме не счесть кадров пьянства, дебошей, драк, хулиганства Есенина. Нам со смакованием показали его отношения с постоянно меняющимися женщинами, в любви к которым по фильму его, пожалуй, не заподозришь. Есенина мы увидели и пьяным, и окровавленным, и блюющим. Всяким. А вот поистине талантливым поэтом не увидели.
Авторы фильма задались целью раскрыть тайну смерти, тайну гибели поэта. А для этого накручивают в своем фильме столько вымыслов и домыслов, что эта тайна, на мой взгляд, для телезрителей становится еще большей тайной.
Оказывается, Сергея Есенина убили чекисты во главе с Яковом Блюмкиным по приказу Льва Троцкого (он же Лейба Бронштейн). Но убивать поэта вроде бы поначалу чекисты и не хотели. Их задачей было изъять у Есенина некую поздравительную телеграмму, которую за восемь лет до этого, в феврале 17-го Лев Каменев направил брату отрекшегося от престола царя Михаилу Романову. Теперь эта телеграмма могла стать весомым обличительным документом в борьбе за власть с одной стороны между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, а с другой — Сталиным и Кировым.
Это что же получается? С одной стороны, поэту покровительствовали такие руководители государства, как Раковский, Чагин, Луначарский, Фрунзе, подаривший Есенину пальто, Киров, а значит, и Сталин. Врагами же поэта были бывший его друг Блюмкин, бывший его покровитель, впоследствии сменивший милость на гнев Троцкий, а также Зиновьев и Каменев. Вольно или невольно усматривается некий еврейский заговор против гениального русского поэта. Но при чем тут советская власть, которая якобы невзлюбила поэта и которой тот якобы платил той же монетой?
Но ведь чуть ли не с первых кадров фильма чекисты по воле авторов за что-то постоянно преследуют Есенина. Еще нет никакой телеграммы, неведомыми путями якобы попавшей в руки поэта, а за ним неотступно следят чекисты, готовые его убить в любой момент.
Кстати, откуда взялась эта злосчастная телеграмма многолетней давности? Ну не Киров же передал. Да и вообще, как она, направленная несостоявшемуся преемнику престола, появилась на свет через многие годы войны и разрухи? Или ее для оживляжа сценария и хоть какого-то объяснения своей версии гибели поэта придумали авторы фильма?
Но зачем же так бесстыдно городить чушь? Оказывается, рядовые чекисты никому не подчинялись и сами могли преследовать любого, им неугодного. Невзирая при этом на покровительство преследуемому самых высоких начальников в государстве, даже собственных начальников.
Оказывается, Дзержинский — и об этом за кадром говорится голосом актера Михайлова — «набирал в ВЧК бывших уголовников, параноиков, психопатов, садистов, которые коммунистами никогда не были».
Было стыдно слышать этот бред от дотоле симпатичного мне актера.
А я-то, наивный, думал, что Всероссийскую чрезвычайную комиссию учредил Совет народных комиссаров, а не Феликс Дзержинский. И всю жизнь считал, что направляли сотрудников в ВЧК в первую очередь партийные ячейки.
Во всяком случае в этом вопросе (который до недавнего времени для меня и вопросом-то не был) я больше верю писателю Павлу Нилину, который в годы, о которых повествует сериал «Есенин», сам был чекистом.
Так вот, по Нилину, не то что в ЧК, но даже в милицию молодежь направляли по комсомольским путевкам. Вспомните его повести «Жестокость» и «Испытательный срок», господа авторы «Есенина». Особенно легко это сделать тому же Олегу Табакову, который в «Испытательном сроке» играл роль комсомольца Егорова. К слову, коммуниста Жура, бывшего наставником вновь принятых милиционеров, играл Олег Ефремов, герой которого учил своих подопечных тому же, чему учил чекистов Феликс Дзержинский. И главным в этой учебе была заповедь: у чекиста должны быть чистые руки, холодная голова и горячее сердце. Вот бы и сегодня в нашей стране были такие учителя. И действовал такой же принцип.
К слову, сменивший Дзержинского на его посту главы секретной службы Страны Советов Менжинский знал дюжину иностранных языков. Найдется сегодня в руководстве нынешнего государства кто-нибудь хоть с намеком на подобные знания? А главное, с той же верностью принципам всеобщей справедливости.
Но в фильме не чекисты, а какие-то бандиты, махновцы. Что хотят, то и творят. Неведомыми путями, не предъявляя никаких документов, абсолютно в голливудском стиле проходят в психиатрическую больницу Ганушкина, где находился Есенин. Заходя в палату, достают пистолеты. Для чего? Чтобы убить Есенина? По чьему приказу?
Дзержинского? Не было и мысли у того о таком приказе. Троцкого? И тот еще не знал о некоей выдуманной телеграмме-улике, оказавшейся у поэта (?!). Так чей же приказ должны были выполнить рядовые чекисты?
Кстати, авторы фильма имеют хоть малейшее представление о пропускном режиме, о системе охраны, существующем в психиатрических больницах в наше время всепокупательства? А профессионалы говорят, что в двадцатые-тридцатые годы режим был несравненно жестче. Ни за какие взятки (за которые, кстати, расстреливали) нельзя было постороннему попасть в психбольницу.
Раз уж затронули тему набора в ВЧК, то мне, телезрителю, совсем непонятно, как герои Михайлова и Табакова попали на службу в милицию и КГБ? При этом герой Табакова — генерал-майор КГБ, Герой Советского Союза.
События, в которых замешаны эти люди, происходят в 1985 году. В фильме проскальзывают слова о том, что они воевали в Отечественную. Да и по возрасту им уже не менее шестидесяти (почему их не уволили на пенсию по возрасту — это вопрос к авторам). По всему выходит, что службу в «органах» оба начинали сразу после войны, во времена правления Сталина. И у обоих отцы были осуждены по 58-й статье (!) и расстреляны как враги народа(!). Причем у подполковника милиции к 85-му году репрессированный отец не был реабилитирован.
Господа авторы фильма, вы за кого держите своих зрителей? Неужели кто-то поверит, что в те годы (да и в последующие тоже) кто-то из кадровиков, работающих в «органах», на пушечный выстрел подпустил бы к службе в милиции, а тем более в КГБ, людей с такими анкетами?
Как же надо не уважать своих зрителей, чтобы «впаривать» им подобное. Это неуважение зрителей сквозит во всем.
В этом фильме Александру Михайлову выпала неблагодарная доля озвучивать всю ту злобную ложь в отношении Сергея Есенина, которую напридумывали авторы фильма. Так, в одной из серий звучит: не советский он был поэт, а национальный русский. Русского мужика, ох, как любил, коллективизацию не принял бы.
С тем, что Сергей Александрович Есенин был национальным русским поэтом, я согласен полностью. Но почему это мешало ему быть и советским поэтом?
Что же касается его отношения к русскому крестьянину, к мужику и к коллективной, общинной его жизни, то тут авторы фильма идут против своего же произведения.
По фильму, приехав на родину, в Константиново, Сергей Есенин в один из вечеров на берегу Оки вступает в спор со своими односельчанами. Те разорили барскую усадьбу, растащили все по своим дворам, каждый хапнул себе все, что смог и что успел. И с каким же гневом, с какой ненавистью и яростью Есенин кричит в лицо мужикам, что они могли бы пользоваться добром сообща, жить коллективно, а не разорять, не уродовать чужими руками созданное. Выплеснув свою боль, поэт уплывает от своих односельчан на лодке, продолжая выплескивать на них свою злость.
На мой взгляд, это один из самых сильных эпизодов фильма. Здесь больше можно увидеть и понять это явление — Сергей Есенин, нежели в эпизодах кабацких загулов или пьяных драк.
Выходит, Есенин, не дожив до коллективизации, не хуже Сталина и ВКП(б) понимал необходимость коллективизации, жизни обществом, коллективом?
Что же касается советскости Сергея Есенина, то тут, на мой взгляд, надо спросить у него, у его произведений.
Эти люди — гнилая рыба
Вся Америка — жадная пасть,
Но Россия... вот это глыба...
Лишь бы только советская власть!..
Мы, конечно, во многом отстали.
Материк наш:
Лес, степь да вода.
Из железобетона и стали
Там построены города.
Вместо наших глухих раздолий,
Там, на каждой почти полосе,
Перерезано рельсами поле
С цепью каменных рек — шоссе.
И по каменным рекам без пыли,
И по рельсам без стона шпал
И экспрессы и автомобили
От разбега в бензиновом мыле
Мчат, секундой считая доллар,
Места нет здесь мечтам и химерам,
Отшумела тех лет пора.
Все курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера.
От еврея и до китайца
Проходимец и джентльмен,
Все в единой графе считаются
Одинаково — business men,
На цилиндры, шапо и кепи
Дождик акций свистит и льет.
Вот где вам мировые цепи,
Вот где вам мировое жулье.
Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она — мировая биржа!
Вот они — подлецы всех стран.
Страна негодяев.
1922—1923
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету свою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальную
Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.
1925
Коммунизм —
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич».
«То не ветер шумит,
Не туман.
Слышишь, как говорит
Шаумян:
«Джапаридзе,
Иль я ослеп
Посмотри:
У рабочих хлеб.
Нефть — как черная
Кровь земли.
Паровозы кругом...
Корабли...
И во все корабли,
В поезда
Вбита красная наша
Звезда.
Баллада о двадцати шести.
Сентябрь 1924, Баку.
Есенин — честный, искренний во всем человек. Не думаю, что авторы сериала хоть на минуту могли заподозрить его во лжи, в неискренности, в угодничестве и приспособленчестве. В отличие от нынешней богемы, в холуяже к властям замечен не был. Не таким человеком он был.
Монархия! Зловещий смрад!
Веками шли пиры за пиром,
И продал власть аристократ
Промышленникам и банкирам.
Народ стонал, и в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь...
И он пришел.
Он мощным словом
Повел нас всех к истокам новым.
Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,
Берите всё в рабочьи руки.
Для вас спасенья больше нет —
Как ваша власть и ваш Совет.
Ленин.
1924
Еще никто
Не управлял планетой,
И никому
Не пелась песнь моя.
Лишь только он,
С рукой своей воздетой,
Сказал, что мир —
Единая семья.
Не обольщен я
Гимнами герою,
Не трепещу
Кровопроводом жил.
Я счастлив тем,
Что сумрачной порою
Одними чувствами
Я с ним дышал
И жил.
Не то что мы,
Которым все так
Близко, —
Впадают в диво
И слоны...
Как скромный мальчик
Из Симбирска
Стал рулевым
Своей страны.
Средь рева волн
В своей расчистке,
Слегка суров
И нежно мил,
Он много мыслил
По-марксистски,
Совсем по-ленински
Творил.
Капитан Земли.
17 января 1925.
Не знаю, как остальные телезрители, а я автора таких стихов на экране не увидел. Тот, кого нам показали авторы сериала, — пьяница, бабник, хулиган и неврастеник — на подобные стихи, пожалуй, не был бы способен. А другого, поистине русского патриота, до слез, до самозабвенья любящего Россию, я не увидел.
Так был ли национальный русский поэт Сергей Александрович Есенин советским поэтом? Для себя я сделал однозначный вывод, несмотря на все потуги некоторых деятелей «творческой интеллигенции» ошельмовать и его, и тот советский строй, который он принял.
Борис ЛЕБЕДЕВ