Самокиш Николай. Атака лейб-гвардии Литовского полка (1912) О русском народном патриотизме в Отечественной войне 1812 года, советском и современном патриотизме Россия с её огромной территорией, самобытной культурой
и традиционной православной верой
всегда вызывала и вызывает на Западе отторжение.
С давних пор там ставится вопрос об уничтожении России
как чуждой западной цивилизации.
(Игорь Фроянов)
Содержание:
1. Патриотизм, как общественное явление
2. Отражение войны 1812 года современниками
3. О собо выдающиеся патриоты войны 1812 года
4. Крайние тенденции в оценке дворянства 1812 года
5. О современных Князьях, графах, дворянах
6. О «дворянских» манерах и духовном монархизме Михалкова2012 год, в котором отмечалось 200-летие Отечественной войны 1812 года, канул в вечность. Много о нём говорили и писали в недалёком прошлом: и конец света обещали, и вступление России в какую-то особую астрологическую зону, которая придаст ей новый вектор развития, да ещё много чего. Однако одним из текущих событий этого года были президентские выборы, которые, увы, не дали ничего нового. Президентом стал снова В.В. Путин, как бесспорно и ожидалось. Не появилось практически, несмотря на предвыборные статьи и программы, так разрекламированные Владимиром Владимировичем, ни нового вектора в экономике страны, ни серьёзных подвижек в благосостоянии народа, не считая всё более жиреющего «высшего» класса богатеев и госчиновников высокого ранга.
Но за политической трескотнёй власть имущих и её прислужников в средствах массовой информации, вернее – дезинформации как-то вяло просматривалась одна из знаменательных годовщин в нашей российской истории – 200-летие Отечественной войны 1812 года, и прежде всего, юбилея Бородинского сражения и победы над наполеоновской армией. Конечно, заметным событием юбилейного года стали мероприятия 7 сентября на Бородинском Поле. Но истинное возмущение вызвало в этом «мероприятии» то, что возложение венков там было в первую очередь не к могилам русских, погибших в этом сражении, а к памятнику «
Мертвым Великой армии», установленному французами на клочке земли, купленном французами у царя. Таким образом, устроители этого демарша унизили подвиг русских солдат, патриотов, павших при защите отечества от агрессора, отдав первыми дань почести вражескому войску.
Видимо, следует ожидать, что и на могилы немецких солдат, гитлеровских захватчиков скоро наши демократические власти будут организовывать отдание почестей раньше, чем сохранять места захоронений советских воинов, советских патриотов, павших в боях за родину.
Историческое значение войны 1812 года состояло в том, что она подняла новый прилив патриотических чувств среди всех слоёв населения. Борьба с жестоким врагом побудила дремавшие дотоле силы и заставила Россию увидеть себя в новом свете, а корни русского патриотизма, проявленного 200 лет тому назад, в ещё более широком масштабе проросли в годы советского периода истории нашей родины, особенно в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона. Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому она вновь и вновь привлекала к себе внимание. В ушедшем уже 2012 году оживились было периодическая печать, издательства, электронные средства массовой информации. Вызвал интерес более полугода публиковавшийся в армейской газете «Красная Звезда» «с продолжениями» «
Записки черного гусара. Воспоминания генерал-лейтенанта и кавалера князя Ивана Александровича Несвицкого об Отечественной войне 1812 года».
После 9 сентября, когда состоялись торжества по памятной Бородинской Битве, активность СМИ относительно юбилея заметно снизилась, что вполне естественно. Однако в связи с её 200-летием серьёзных исследований истоков и проявлений небывалого русского патриотизма так и не появилось.
Большинство исследователей этого феномена в исторических событиях Отечественной войны 1812 года, всё-таки обращаются, прежде всего, к
эпопее Льва Толстого «Война и мир», по достоинству оценённой ими, как достоверное описание доблести и мужества русского народа - победителя в Отечественной войне начала 19 века. Время, которому великий писатель и философ посвятил свой многолетний труд, действительно отмечено особым подъемом патриотизма и национального самосознания.
С. Герасимов М. И. Кутузов на Бородинском поле (1952 г.) О патриотизме, как общественном явлении
Обращаясь к историческим событиям недавнего для него прошлого, Толстой стремился, прежде всего, найти в них этическое содержание, определить их нравственный смысл. Все герои его повествования, главные и случайные, реальные и обобщённые, - все они инициативные или невольные участники великого исторического «действа» 1812 года.
Однако, прежде чем применять к творчеству Льва Николаевича термин «патриотизм», следует оговориться: под патриотизмом Толстой понимал чувства «
грубые, вредные, стыдные и дурные, а главное — безнравственные».
Он полагал, что
патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственного угнетения, что
патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов.
По теории этого великого русского писателя-философа, всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же насилием, убийством. Если же патриотизм, считал он, даже и не удержательный, то он восстановительный. И этот патриотизм по-Толстому едва ли не самый худший, потому что он самый озлобленный, так как патриотизм американский, английский, немецкий, французский и другие противоположны и враждебны один другому. Дальнейшие исторические события показали, что этот вывод не всегда справедлив, но это не меняет темы обсуждения. Видимо, надо помнить толстовское кредо «непротивление злу насилием», понимать его взгляды на определение патриотизма
Понятие «русский патриотизм» Лев Николаевич заменяет понятием «
русский национальный характер».
Для начала примем это толстовское понятие идентичным современному понятию «патриотизм», однако с некоторыми классификационными различиями.
Начнем с определения сути патриотизма, как явления социального и нравственного. В Толковом словаре В. Даля:
патриотизм — любовь к Отчизне, Отечеству. Слово «
отечество» толкуется как «родная земля, где кто-либо родился, вырос. Корень, к коему кто-либо по рождению, языку и вере принадлежит; государство, в отношении к подданным».
Пожалуй, одна из самых кратких, но ёмких формулировок, означающих глубинный смысл этого понятия, принадлежит Владимиру Ильичу Ленину. Он по этому поводу писал: «
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». Патриотизм проявляется там и тогда, где и когда государство и общество знает и помнит о своих героях.
Патриотизм (от греческого– соотечественник, отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству,
привязанность к родной земле, языку, традициям и
готовность подчинить свои частные интересы интересам своего народа.
Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине, осознание своеобразия культуры своего народа.
Патриот гордится своей Родиной, её достижениями и культурой, стремится сохранять её характер и культурные особенности. Его отличает готовность к защите интересов Родины и своего народа, а при особой опасности для них – и к самопожертвованию. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у людей разных социальных групп может быть неидентичным, или, как было принято в советской терминологии,
патриотизм – категория классовая.
Известна так же фраза В.И. Ленина: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину». Глубина этих чувств настолько многомерна, что обозначить их каким-то одним словом не представляется возможным, и не позволяет считать его окончательно сформированным, застывшим в своём развитии.
Вообще, теоретики этого явления считают, что понятие «патриотизм» проявляется в самом большом многообразии, в числе которых, например:
-
государственный – (преданность именно к правительству, к государственному устройству);
-
этнический – (признание превосходства только своего этноса, своей национальности), переходящий в определённых условиях в
национализм, шовинизм, гипертрофированная форма которого при определённых условиях
может перерасти в фашизм, (политологический термин специфических крайне правых политических движений, идеологий).
Однако, вся история советского периода нашей родины свидетельствует о возникновении ещё одной грани патриотизма –
советского патриотизма, исключающего априори всякие проявления национализма, и наоборот, соединяющего в себе патриотизм межнациональный, многонациональный.
Дмитрий Мочальский "После демонстрации". Фрагмент
Советский патриотизм.
Это особое понятие выкристаллизовалось в недавнем Советском Союзе. Особенности именно этой грани патриотизма ярко проявились в период Великой Отечественной войны. Видимо, за примерами у читающих эту статью, дело не встанет. Тогда он,
патриотизм, стал массовым, в нём проявились самые высокие чувства любви ко всей многонациональной стране, ко всем населяющим её народам, независимо от национальности, вероисповедания и других различий. Многие годы, особенно после прихода к руководству Советским Союзом Горбачёва, а затем и после развала СССР, наши историки (добросовестные и не очень) вели порой яростные споры по вопросам, связанным с проявлениями советского патриотизма в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Шли споры о роли отдельных генералов и маршалов, командармов, командующих фронтами, Генерального штаба о роли Верховного Главнокомандующего Сталина в достижении Победы над гитлеровской Германией. Доморощенные фальсификаторы договариваются до того, что Сталин не только не играл положительной роли в этой Победе, но даже всячески сознательно мешал народу громить фашистские войска. Видимо, срабатывает «установка» зарубежных психологов, заданная в «Списке 100 Великих полководцев», где Гитлер, вчистую проигравший войну Сталину, стоит на 14 месте из ста, а Сталина вообще в списке нет. Там и маршал Жуков только на 70-м месте, после второстепенных англо-американских генералов.
Современные отрицатели советского патриотизма, в том числе и многие нынешние критики советского прошлого нашей страны вообще, не имеющие веских аргументов для опровержения этого массового проявления, приравнивают патриотизм то к национализму, то к шовинизму. Находятся даже те, что принижают высокий советский патриотизм до «
квасного», или придумали этому явлению, как и ко всему советскому, унизительное название, так называемый «
совковый» патриотизм. Становится понятным, что эти авторы совершенно лишены высоких чувств любви к своей родине.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, память о героическом прошлом и забота о старшем поколении - это как бы две стороны одной медали. Ведь можно бесконечно долго рассуждать и говорить красивые слова о величии подвига, об уважении к героям, к поколению победителей. Но, если эти слова не подкреплены реальными делами, если в стране стал править «золотой телец», если уже набирает высоту «монетизация совести» в силовых и управленческих структурах, то грош цена всем разговорам о патриотизме, никакого реального воспитания патриотизма не будет.
Это особенно важно в наше время, когда повержен социалистический общественный строй, когда острие идеологической борьбы претендентов на управление всем миром перенесено на непокорных во все времена славян, и прежде всего на Россию и её ближайших соседей.
Если не поколения, сменяющие героев, то кто будет помнить и чтить наших героев-соотечественников, вынесших столько бед и лишений, веками отстаивая свою страну от попыток порабощения? Одна из главных слагаемых патриотизма – умение отдавать дань уважения тем, кому мы обязаны своей жизнью. Кто ныне будет примером для нашей молодёжи – герои голливудских боевиков, отечественных криминальных теле- и киноподелок, или подлинные герои, которые в тяжелейших обстоятельствах сохраняли гордость за свою страну, свой народ, любовь к Отчизне у нас, в Великой России во многих войнах в защиту отечества.
Что значит любить родину? Нужна ли память о войнах, где у русских, никогда не было целей завоевательных, а они были вынуждены защищаться. Вот о чём нужно помнить, на чём воспитывать патриотизм и готовность к героизму.
Мы верим, что великий девиз «Никто не забыт и ничто не забыто» и есть основа патриотизма, как и постулат «Это нужно не мёртвым, это нужно живым», который в наше время попыток забвения, попыток разорвать связь времён и поколений, следует соединить с не менее важным девизом «Это нужно не завтра, это нужно сейчас».
Понятно, что людьми невежественными и беспамятными гораздо легче манипулировать, нежели теми, кто знает себе цену, сохраняет собственную национальную гордость, в ком беззаветная любовь к Отечеству подкрепляется гордостью за него, уважением к его истории. Но всё ли делается у нас в стране для воспитания этой гордости, этого уважения?
Наши демократы, неолибералы, увлекшись бизнесом «без морали», вовсе и не собираются вытаскивать общество из той спекулятивной ямы, которую называют «рынком». Сформированные ими принципы жизни: «отечество там, где хорошо платят», «главное – уметь делать деньги», «успешный бизнес – показатель состоявшейся личности»… никогда не были определяющими для русского народа, в исторических традициях которого всегда главными были коллективизм, бескорыстие, патриотизм и готовность преодолевать лихие невзгоды не ради личной выгоды.
Патриот гордится принадлежностью к своему народу, своей Родине.
Что значит гордиться Родиной? Это гордиться, где бы ты ни был, её историей, её героями нынешними и вчерашними, её достижениями, её внутренним укладом, если хотите – образом жизни. В нашей стране, к сожалению, возникли, если можно их свести в одну группу, «стремители» разрушить всё, чем гордились многие поколения, начиная от поисков или даже придумывания негатива и в далёком историческом прошлом, и в недалёком героическом, и в современности.
Чем может гордиться современный русский? К сожалению уже не могучей армией, сломавшей хребет фашизму, её нет, а армиями из наёмников не гордятся. Если советское военно-патриотическое воспитание держалось на девизе «Послужить в армии – стать мужчиной», то теперь в понятие «настоящий мужчина», «мужская сила», всеми СМИ упорно вкладывается другой, практически только сексуальный смысл, телевизионная реклама беззастенчиво пестрит всякими средствами, повышающими мужскую потенцию, а фильмы практически пропагандируют не крепкие брачные узы, а свободу внебрачных отношений.
И получается, что спортивные достижения своих рекордсменов тоже не предмет заботы и гордости. Зачем долго и упорно готовить своего спортсмена, можно просто перекупить чужого, а своего самородка выгодно продать. Зачем талантливым тренерам «создавать условия», чтобы они готовили по мере своих сил и умений спортивные кадры дома. Им хорошо платят за рубежом, уже для побед над нашими спортсменами. Так что в мире рыночной политики и человек уже стал товаром, его можно купить, продать. Фактически процветает сексуальная работорговля, проституция, торговля русскими красавицами, заокеанская продажа детей и т.д., и т.п., а настоящей, результативной борьбы с этим злом практически не ведётся.
Телевидение на весь мир демонстрирует по большинству каналов криминальную Россию. Тотальное взяточничество, поголовное пьянство, убийства, суицид, бандитизм, секс не как интим, а как одна из «высших человеческих ценностей» по-горбачёву, измена, семейные дрязги – главное содержание современных сериалов. На всех общедоступных каналах всякого рода ток-шоу, реалити-шоу или «репортажи» с судебных процессов, следственных действий, даже безобидная программа пропаганды моды идёт под названием «Модный ПРИГОВОР». Впечатление создаётся, что Россия – поистине криминальная страна и вовсе нечем тут гордиться! Очень любят современные политиканы кричать, что Советский Союз по их мнению был одним большим «Гулагом». Но все, кто смотрят наши телепередачи сегодня, не могут отрешиться от мысли, что именно теперь все мы либо за решёткой КПЗ, либо в зале суда, либо ещё хуже – в бандитских разборках. Поскольку телевидение теперь вещает и на весь мир, мы создаём уверенное мнение за рубежами о русских, как о народе диком, бандитском, далёким от цивилизации. Не зря, наверное, в народе говорят, что у нас в России телевидение стало уже совсем
Тель-Авивдением.
И чем «россиянину», то бишь гражданину России, гордиться, оказавшись в другой стране? Вспомнит ли он когда-то гордые слова Владимира Маяковского - «
Читайте, завидуйте, я гражданин…».
Есть много мыслителей мира, так или иначе определяющих смысл слова «патриотизм», вплоть до парадокса «патриотизм – последнее прибежище негодяя». Но, в конце концов, наверное, и слова русского Николая Чернышевского «
Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это, прежде всего народ» - вернее определяют грани этой категории в нашем понимании.
Среди «теоретиков» этого явления действительно имеет хождение и категория
квасного или
ура-патриотизма (ложного, преувеличенного) и другие, но это совершенно другой масштаб и другое смысловое наполнение.
Есть работы, выделяющие «казённый» патриотизм, а рассматривая это явление в войне 1812 года, Н.А.
Троицкий выделил и «
корыстный патриотизм» дворянства, купечества, отстаивающих свои феодальные привилегии.
К явлениям
псевдопатриотизма следует отнести множество других его категорий. Истинный патриот берет всё на себя,
псевдопатриот ищет виноватого рядом, истинное чувство патриотизма несовместимо с соображениями корысти и карьеризма. Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, заметном всем. Среди мимикрирующих под понятие «патриотизм», ныне чаще фигурируют в обществе извращённые понятия существовавшего ранее
полисного (местного), патриотизма, к коим можно отнести и
фанатизм. Это слепое, безоговорочное следование убеждениям в области религиозно-философской (всякого рода секты), или национальной, а так же доведенная до крайности приверженность каким-либо идеям, воззрениям, группам и даже отдельным личностям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к другим взглядам, отсутствием критического восприятия чего-либо. В последнее время в нашей стране это характерно для так называемых «болельщиков» футбольных и других команд, подогреваемых средствами массовой информации, будто это работает на развитие спорта, а не приводит часто к массовым беспорядкам и даже преступлениям.
Почему-то не выделяют знатоки патриотизма всё более заметно формирующийся
корпоративный патриотизм, (характерный для обществ, где господствует колоссальное разделение населения по степени богатства, как например и в нынешней России). В том числе
клановый, олигархический, банковский и даже
воровской (бандитский), к которым слово «патриотизм» по здравому смыслу уж совершенно не применимо, и к исходному слову – отечество это явление никакого отношения не имеет.
Однако, немало и сторонников отрицания
патриотизма, как явления. Для них нет Родины, Отечества. Они «выше» этих понятий и могут любить только те общественные формации, где хорошо платят, неважно за что, они
«люди мира», космополиты.
Очень точно это явление охарактеризовал в своё время патриарх Алексий II: «
Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» – это то же самое, что бездомный человек». Говоря смелее, современными аббревиатурами – это
духовные бомжи.
О русском национальном характере.
Перейдём теперь к толстовскому понятию
русского национального характера, которым Лев Николаевич фактически определяет особенности проявления
русского народного патриотизма.
Русский национальный характер Толстой раскрывает у героев своих произведений не только в преданности его своей стране. Для раскрытия истинно русского национального характера народа, Лев Николаевич резко разграничивает такие два понятия, как
истинную и ложную любовь к отечеству, то есть тот самый патриотизм, который он формально не признаёт. Истинный патриотизм присущ только людям, в которых, как считает великий русский философ, живет русское начало, независимо от национальной принадлежности. Истинный патриотизм русского народа проявляется в минуты действительной опасности для Родины, и строится одинаково как на любви к людям, так и на ненависти к врагам, в то время как у вторгшихся на нашу землю нет никакой любви к людям, везде виден расчет.
Толстой фактически различает также скрытый патриотизм и патриотизм напоказ.
Показной патриотизм — это лживость, неестественность.
В бессмертном произведении “Война и мир” у Толстого действует более 600 героев. В основном это люди трех национальностей: русские (опять-таки не глядя на национальность, а просто принадлежащие России), французы, немцы. Здесь Лев Николаевич раскрывает общие типологические черты, присущие каждой из рассматриваемых национальностей. Попробуем вкратце определить, что же это за черты по-Толстому.
Начнем с немцев, которых и мы не забыли с недавнего нашествия на Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Главная черта, которую отличает Лев Николаевич у немцев периода войны 1812 года, — это правильность, четкость во всем: немцы всегда руководствуются разумом, расчётом, чувства для них стоят на втором месте. А нам, столкнувшимся с ними не 200 лет тому назад, а всего чуть более 70, кажется, что по отношению к жертвам их агрессии – человеческих чувств, особенно у тех, кто настроен по-расистски, или нет вообще, или они на самом последнем месте, подменённые звериной жестокостью.
В подтверждение мнения нас, фронтовиков, приведём цитату из очень хорошо документально аргументированной книги профессора МГИМО МИД РФ, доктора политических наук, ныне министра культуры России
Мединского Владимира Ростиславовича «ВОЙНА, Мифы СССР 1939-1945», М., «ОЛМА медиа групп», 2011:
«
При раскопках немецких захоронений времён войны 1941-45 гг. находят инструкции для солдат вермахта: «…ты для своей личной славы должен убить ровно 100 русских. У тебя нет ни сердца, ни нервов – на войне они не нужны. Уничтожив в себе жалость, убивай всякого русского – старик перед тобой, женщина, мальчик или девочка. Этим ты… прославишься навеки». А один из главных руководителей гитлеровской Германии, рейхсфюрер Генрих Гиммлер говорил: «
180-миллионный русский народ, смесь рас…, чьи имена непроизносимы – их надо расстреливать без всякой жалости и милосердия». Вот такие «правильные» немецко-фашистские вояки вторглись на нашу землю в 1941 году.
Продолжим, однако, характеристики Льва Николаевича. Французы у него совсем другие. Для Толстого французское – значит неестественное. Одна из их характерных черт – любовь к красивым и пышным фразам. Не случайно все пышные, наигранные фразы написаны в романе по-французски, в тексте просто огромное количество французских изречений. Дело в том, что в начале XIX века французский язык стал языком, на котором говорил весь высший свет, как, между прочим, у нас в современной России стало очень заметным стремление «объанглоязычить» и наш прекрасный русский язык, о котором хорошо сказал Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Хорошо бы осознать глубину этой мысли некоторым из наших «оракулов», ибо во многих областях нынешней жизни сомнений и тягостных раздумий немало. Жаль только, что такие раздумья не возникают у тех, кто хранит награбленные у народа богатства в виде недвижимости, валюты за рубежами своей страны.
Центральное место в романе Льва Толстого занимает, конечно, русский характер во всем его многообразии. Русский характер проявляется у героев в соприкосновении с народом, особенно в звездные минуты.
О русском патриотизме в той войне писали многие выдающиеся деятели культуры, участники и очевидцы Отечественной войны 1812 года, писатели-современники В. Жуковский, К. Батюшков, Д. Давыдов, А. Пушкин, Ф. Глинка, Г. Державин, П. Вяземский, И. Лажечников и другие. Во всей наглядности и эпическом размахе представляют они грандиозную картину всенародного подвига и того, что мы привычно теперь называем патриотизмом.
Самокиш Николай. Атака лейб-гвардии Литовского полка (1912) Об отражении событий Отечественной войны 1812 года в творчестве её современников.
Офицер–писатель Иван Иванович Лажечников, обратился к работе над первым своим историческим романом о той Отечественной войне «
Новобранец 1812 года» только в возрасте уже за 35 лет, после декабрьского восстания 1825 года:
«
Два исполина дрались с ожесточением: француз шел очертя голову в белокаменную и хвалился перед миром победой; русский, истекая кровью, но готовый лучше умереть, чем покориться, сильный еще силою крестного знамения, любви и преданности к государю и отечеству, шел отстаивать святые сорок сороков матушки белокаменной, пока не положит в виду ее костей своих: мертвые бо срама не имут».
Коснёмся и современника той войны
Батюшкова Константина Николаевича. Он был убежден, что «поэт не должен оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу родной страны. Долг поэта в столь сложное время донести до окружающих всю трагедию войны». В послании Дашкову «Мой друг, я видел море зла» он отвергает его совет о продолжении любовной лирики и в 1813 году Батюшковым уже была написана историческая элегия «Переход русских войск через Неман». Элегия очень патриотична, вера поэта в несокрушимость России очевидна, ясно чувствуется вера в могучую силу русского народа.
Естественно, в поэтическом творчестве
Александра Сергеевича Пушкина тема Отечественной войны 1812 года нашла очень громкий отклик. В его ранних откликах на события 1812 года чувствуется стремление понять эту победу как закономерный этап в осуществлении Россией ее исторического предназначения. Для него боль родины есть его личная боль, счастье родины – его личное счастье. Эти линии в отношении Пушкина к войне 1812 года, возникая в его ранних произведениях, крепнут и остаются неизменными в творчестве поэта до конца. Уже 16-летним он в блестящем стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», в январе 1815 года, характеризует события 1812 года, как
… громкий век военных споров,
Свидетель славы Россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян……………………………
Их смелым подвигам,
страшась, дивился мир…
О наполеоновом нападении юный Пушкин, веря в свою Россию, писал:
Страшись, о рать иноплеменных!
Восстал и стар, и млад, летят на дерзновенных,…
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь… Но вот как рисуется поэту конечный итог войны, не захватнической, но именно освободительной:
Где ты,… презревший правды глас, и веру, и закон,…
Исчез, как утром страшный сон!
В Париже росс!..
Несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле. Здесь, наверное, не место подробно перечислять всё, чем откликнулся Пушкин на войну 1812 года, сформировавшую его, как поэта-гражданина, но нельзя не показать хотя бы на одном примере, С поэтической зрелостью углубилось историческое воззрение Пушкина. Об этом говорят знаменитые строфы из 7-й главы «Евгения Онегина»:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою. Но осмыслив историческое величие русского подвига 1812 года, Пушкин превосходно понимал, что ту войну выиграл русский народ, а не правительство и его дворянская опора, и говорит об этом Пушкин в не увиденной им при его жизни 10-й главе «Евгения Онегина»:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима, иль русский бог?Однако, как сходны и здесь исторически разнополюсные оценки Побед Отечественных войн 1812 и 1941-45 годов, не правда ли? Много и сегодня говорят и о бескрайности России, о её лютых морозах, о бездорожье, которые только, дескать, и помешали фашистам покорить Советскую Россию.
Но попробуйте в этих строках заменить «Париж» на «Берлин», «Наполеона» на «Гитлера», «Барклая» на «Жукова», например, и Вам удивительно чётко вырисуется и пророчество Пушкина, и сходство героических подвигов наших воинов в обеих Отечественных войнах.
Или возьмём Михаила Юрьевича Лермонтова. Он так же отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает «Бородино», в котором воспевает подвиг российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны, и автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы. Как часто приходят на память и сегодня лермонтовские слова насчёт нынешнего племени, определённой части молодёжи современной России, уже поддавшейся антиисторическому, антипатриотическому оболваниванию современными СМИ по отношению к недавней истории Великой Отечественной войны. Не только электронные СМИ, включая интернет, но уже и школьные и вузовские программы по истории и литературе искажают историческую правду и выхолащивают величайшие образцы русской литературной классики, что приводит часто к печальным последствиям.
Вернёмся на этой мысли к Пушкину: вот что писал о Кутузове А.С.Пушкин в стихотворении «Перед гробницею святой», и как это перекликается с отчуждением современных попыток нынешних «десталинизаторов» отрицать роль Верховного Главнокомандующего Сталина в Великой Отечественной войне:
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
О, старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!
Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
В твоём гробу восторг живёт!
Он русский глас нам издаёт;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас… Как говорят в народе, «тут не убавить, не прибавить». Особенно после попыток дезавуировать поистине всенародное интернет-голосование по проекту «Имя Россия» телеканала «Россия» и Телекомпании ВиD в 2008 году, определившее имя Сталина одним из самых важных в истории страны. Да и сегодня всё чаще раздаются в народе слова: «Сталин нужен, он бы навёл порядок».
Закончим на этом далеко не полный список современных тому веку литературных корифеев России, сумевших по достоинству оценить подвиг русского народа в войне 1812 года, завершившейся Победой над «непобедимым» Наполеоном, подмявшим под себя практически всю Европу, ещё раз проведя аналогию с Гитлером, так же практически со всей Европой пытавшегося поработить нашу Родину – Советский Союз.
Событиям 1812 года принадлежит особое место в истории России. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда до этой войны 1812 года угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.
Немаловажную роль для раскрытия истинно русского характера играет исключительно русский народ. Именно здесь, да и не только в романе-эпопее Толстой резко разграничивает такие два понятия, как истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм присущ только людям, в которых живет русское начало в самом широком понятии, и как мы уже отмечали, независимо от национальной принадлежности героев.
Но тогда в России все поняли, что во главе армии должен быть обязательно русский человек, который сможет понять и осуществить волю народа, сможет овладеть народными массами. Конечно, нельзя говорить, что такие генералы, как Барклай де Толли были плохими генералами. Происходил он из древнего шотландского баронского рода, с 1810 по 1812 гг. он занимал должность военного министра, именно на него была возложена вся подготовка предстоящей войны с наполеоновской Францией. Это был очень талантливый полководец, хотя по национальности своей он не был русским, и поэтому народ не чувствовал к нему доверия, полагая, что он не мог до конца понять русского человека. Таким полководцем чувствующим волю русского народа, явился Кутузов Михаил Илларионович.
Итак, подводя итоги этому рассуждению, можно сделать вывод, что
способность героя приблизиться к народу и чувствовать русское начало — один из принципов психологического анализа Толстого.
Действительный член Академии Военно-исторических наук,
Лауреат литературной премии им. Маршала Советского
Союза Л.А. Говорова, Фронтовик Великой Отечественной войны
бывший командир роты 8-го офицерского штрафбата
Генерал-майор Вооружённых Сил СССР в отставке
Александр Пыльцын.Продолжение следует...