Наша страна прошла точку невозврата и уже не соскочит с кредитной иглы.
21 мая Миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) прибыла в Украину. Как водится, накануне визита кредиторов украинские официальные лица отбомбились великодержавными заявлениями о том, что "Украина не будет вымаливать кредиты у МВФ, но переговоры продолжит".
С марта 2011 года продолжается "невымаливание" траншей у добрых людей из МВФ. Никак не удается убедить Фонд исключить вопрос субсидирования цен на природный газ для населения до завершения газовых переговоров с Россией.
Невольно напрашивается вопрос – если столько времени Украина обходится без процентных вспомоществований МВФ, то может и далее демонстрировать самодостаточность. Вот и со стороны правящей тусовки частенько слышатся победные реляции о необязательности займов у МВФ (и не только у него). Прежде, чем ответить на сей животрепещущий вопрос, немного лирики о кредитах как способе "самогубства".
Кредиты – опиум для народа
Если зреть в корень, как учил незабвенный Кузьма Прутков, то любое одалживание денег под процентный рост является неразумным действием для здоровья государства, хозяйствующих субъектов и отдельно взятых налогоплательщиков.
Древние иудеи, родоначальники процентного кредитования, определили, что если давать в долг с наваром для дающего, то задолженность к седьмому году становится настолько обременительной, что для заемщиков необходимо проводить амнистию, иначе они становятся наглухо неплатежеспособными, выключаются из кредитооборота. Хороший должник – действующий должник.
Год прощения пришлось освятить Второзаконием: "В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего...".
Но обнуление долга касалось именно соотечественников. С остальных настоятельно рекомендовалось: "С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости". Не своих же закабалять ссудами.
С тех пор ничего принципиально не могло измениться, ибо процентное кредитование основано на несложных математических манипуляциях, которые так же незыблемы, как и законы Архимеда и быстрого разумом Ньютона. А в помощь арифметике начисления процентов всегда наготове неизбывные животные инстинкты "человеков неразумных" – мы хотим сегодня, мы хотим сейчас обладать приглянувшимся товаром. Владеешь им сегодня, а выросший долг отдаешь завтра. Живем-то один раз. Вот и вся философия "потреблятсва".
Но процентное кредитование - штука беспощадная к тем, кто утратил нюх на опасность. Всего 5% годовых делают ваш заём через 15 лет в два раза более тяжелым. А 15 лет вполне земной срок. Оглянуться не успеешь... И если ваши дела за это время резко не пошли в гору, то вам кердык как потребителю материальных благ. Или в петлю, или в бега, или на улицу, или тюрьма.
Именно ставка на кредитование потребительского спроса, в конце концов, поставила раком всю мировую экономику. Ведь с чего всё начиналось в новейшей истории? В начале 70-х годов прошлого века Запад начал проигрывать экономическое и военное соревнование с Советским Союзом. Идеологическая и экономическая конкуренция обязывала что-то придумать хотя бы на среднесрочную перспективу, а там пусть будет, что будет. И мозговой центр из экспертов Федеральной резервной системы (ФРС) допёр произвести эмиссионное стимулирование потребительского спроса, благо, что доллар был мировой валютой, без золотого обеспечения. То бишь ходовым экспортным товаром стоимостью по 5 центов за купюру. Европа, естественно, как военно-политический вассал Вашингтона, взяла в разработку новую идеологию процветания в долг.
Иллюзию счастья взаймы с помощью тотальной пропаганды легко удалось внедрить в сознание обывателя. Собственно, эта иллюзия благоденствия помогла сокрушить Советский Союз. Конечно, не без прямого предательства советской элиты.
Однако при всем искусственном (не экономическом) взбадривании потребительского бума, благосостояние налогоплательщика неуклонно снижалось, а капитал продолжал ускоренно прирастать прибылью. С начала 80-х годов (старт "деривативной" экономики долгов) и по 2007 г. оплата труда выросла в 2 раза, а прибыли корпораций в 3 раза.
Росли семимильными шагами долги домохозяйств. Не меньшим темпом росли госдолги. Западу необходимо было поддерживать высокий уровень социальной защиты, т.к. Советский Союз не давал возможности расслабиться.
В конце концов, огульное кредитование потребительского спроса завело мировую экономику в тупик. Ситуация вполне в духе иудейской концепции седьмого года прощения долгов, ибо они стали настолько неподъемными, что впору прощать их. Средняя американская и европейская семья в данное время имеет превышение долгов по кредитам над годовыми семейными доходами в 2,5-3 раза. Даже на символические 0,5% годовых налогоплательщик, увешанный обязательствами перед банками, уже не зарится. Как деревья не могут расти до небес, так и долги не имеют лестницу в небо.
Но списать - значит порушить к чертям всё здание самой прогрессивной экономической и политической системы. Пойдет ли на это ссудный капитал? Большой вопрос.
Однако выход из ступора только один – объявить об общем дефолте ЕС и в течение продолжительного времени о выплатах госдолгов даже не заикаться. Разумеется, под откос полетит 90% банковских учреждений.
Разумеется, в ближайшее время на это учредители ЕС не пойдут. Продолжится существование по принципу товарища Сухова: лучше помучиться, чем сразу в распыл. Пока живешь – надеешься на чудо.
Как добровольно закабалялась Украина
Кредитная история (имеется в виду, прежде всего, внешнее кредитование) новой Украины как системная часть политики державы, по сути, началась в начале нашего века. Постепенно на мировых рынках начал оживать спрос на металлопродукцию, и экономика под воздействием внешней конъюнктуры, а не разумных действий правителей-клептократов, стала частично восстанавливаться. В страну потянулись западные кредиты. Сначала весьма вяло, а затем всё более ускоренно.
Внешний государственный долг Украины по состоянию на 1 марта 2000 года составлял $5,055 млрд. ($12,084 млрд. – консолидированный долг). К 1 июля 2008 года сектор госуправления имел долговых обязательств на $14,87 млрд. В 2009 году они выросли ещё на $11 млрд. А на 31 декабря 2011 г., по данным Минфина, государственный и гарантированный государством внешний долг составил уже $37,474 млрд.
Между тем и темпы роста общего госдолга обескураживающие: за 2010-2011 гг. плюс первый квартал 2012 года он увеличился более чем в 1,5 раза! На 1 апреля 2012 года совокупный государственный долг Украины составил $60,513 млрд. Такой моторности могут позавидовать некоторые африканские новоделы.
Правильной дорогой бредут господа правители. И теперь притопали к ситуации, когда без новых кредитов невозможно платить по старым. Классика жанра.
Лукавы рассуждения местечковых либеральных фундаменталистов о том, что размер украинского долга по отношению к ВВП не столь значителен по сравнению с показателями ведущих стран. Лидеры западного мира и примкнувшая к нему Япония пока могут позволить себе такую роскошь, как наращивание госдолга через эмиссию, т.к. являются эмиссионными центрами мировых валют. И за счет этого хотя бы не снижать фиктивной деловой активности у себя в стране и на мировых площадках.
НБУ, решись на эмиссию картонной гривны хотя бы для затыкания дыр в бюджете, через месяц после запуска печатного станка обвалит всю финансовую систему страны, а следом и экономику.
Одна из главных причин столь неосмотрительного увлечения кредитами на поверхности. Правители наши суть временщики, живущие от выборов до выборов. Это заставляет их, не имея на то экономических оснований (а чтобы они появились, начальствующему составу следует отрастить мозги и совесть), устраивать популистские игры. Вот и в этом году 16 млрд. грн. пойдут на внеочередные социальные инициативы Гаранта. А куда без них, ведь физиологически неодолимо стремление участвовать в бюджетной коммерции следующие пять лет.
Вторая причина кредитного безумия в том, что реформаторы построили очень элементарную экономику. По сути, она крутится вокруг горно-металлургического комплекса, сверхчуткого к колебаниям мирового спроса. Усложнить экономическое хозяйство и тем самым сделать его устойчивей и главное прибыльнее уже никак не удастся. Украина вошла международное разделение труда как поставщик дешевых слябов и ещё более дешевых трудовых ресурсов на вывоз. А ВТО окончательно зафиксировала данный расклад.
Сможет ли Украина жить без займов?
Нет, конечно. Точка невозврата пройдена где-то в 2009-2010 гг.
Чтобы исправно рассчитываться с кредиторами, у которых исправно берем взаймы на пятилетку вперед под 3-4% годовых (МВФ), 8,5-9,5% у России и других заимодателей, а также при стоимости валютных государственных облигаций – 9,3%, и ОВГЗ под 13% (не будем забывать, что внутренний госдолг составляет 37% от совокупного), экономика должна расти стабильно и реально, без госкомстатовской туфты, не ниже 10% в год. А иметь ежегодный прирост на десятину не всегда удается даже Китаю, который стартовал с очень низкого (практически с нулевого) уровня развития. Устоявшиеся экономики не имеют возможности так мощно прибавлять.
Потому украинские правители вынуждены постоянно брать взаймы и одновременно реструктуризировать старые долги. Вот 21 мая пришло радостное сообщение от домовитого Мыколы Яновича: Украина согласовала с российским банком ВТБ вопросы по кредиту на сумму 2 млрд долларов, срок погашения которого наступает в июне этого года. Что взамен предложил наш рачительный премьер, осталось тайной.
В конце ноября 2011 года в эфире одного из украинских телеканалов матерый реформатор Сергей Тигипко поделился планами по выплатам долгов: "В 2012 году нам нужно только по обязательствам государства платить около $15 миллиардов в виде погашения кредитов и процентов. Безусловно, такие большие деньги никто не хотел возвращать. Хотели бы рефинансировать эти деньги. То есть брать новые кредиты...". Что такое $15 миллиардов? Это 42% от доходной части Общего фонда госбюджета-2012! Вот тебе, бабушка, и тигипкин день.
Первый вице-премьер-министр Украины Валерий Хорошковский намедни воскликнул: "Украина заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с Международным валютным фондом". И под плодотворное сотрудничество, по заявлению пана Хорошковского, "в Украине будут увеличены тарифы на энергоносители для населения сразу после разработки социальной программы помощи незащищенным слоям населения и использования энергосберегающих технологий".
А за новыми кредитами популярные реформаторы двигают в массы непопулярные реформы: пенсионную, ЖКХ, армии, образования и далее по списку. Кто-то же должен платить по векселям самостийной державы.
Украина плотно уселась своим костлявым задом на кредитную иглу. И уже не слезет с нее до полной утраты остатков суверенитета.
Антон Дальский
Источник:
http://www.from-ua.com/eco/ac524b9f004e4.htmlподробнее
Воссоединительный лохотрон от Партии регионов: "Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки"
23 мая 2012 г. Партия регионов удивила реанимацией пророссийской риторики: на трибуну Верховной Рады был выпущен депутат Валентин Зубов (перебежчик из БЮТ в ПР), пообещавший создание союза Украины с Россией и Белоруссией.
"На данный момент мы должны признать главную проблему. Это ухудшение отношений с Россией с каждым годом. В нашем политикуме происходит целенаправленная эскалация конфликта с Россией... Но люди, которые делают все, чтобы ухудшить эти отношения, не понимают, что происходит в современном мире. Они не видят дальше своего носа. А современная цивилизация идет к закату. Потому что ликвидируются природные продовольственные ресурсы, которые являются основой этой цивилизации. Если вы думаете, что нам в этой ситуации помогут США или ЕС, то вы заблуждаетесь", – сказал депутат.
"И в ближайшие 50 лет проблема продовольствия будет самой актуальной. Поэтому славянские народы: Россия, Украина и Белоруссия должны вернуться к единству, они должны создать на международной арене очень мощный рычаг воздействия, помогать решать друг другу эти проблемы. И этот выбор нужен Украине... Нам нужно воссоединение Украины, Белоруссии и России", – призвал Зубов (по материалам РИА "Новый Регион").
ПРофессиональные ПРоходимцы,
или Как Янукович закрыл тему "так называемого" союза трех
Как видно, представители "бело-синего" лагеря себе не изменяют: в период избирательных кампаний регионалы реанимируют пророссийскую риторику, чтобы, въехав с ее помощью в высокие кабинеты, тут же от нее отречься, заявив о неизменности прозападного курса.
Вспомним, как в статусе кандидата в президенты лидер Партии регионов Виктор Янукович заявлял, что, мол, век воли не видать, если Украина под его чутким руководством не "догонит" Россию, Беларусь и Казахстан в вопросе совместной интеграции.
29 января 2010 г. в эфире телеканала "Алекс" в Запорожье он заявил, что выступает за скорейшую интеграцию Киева с Москвой, Минском и Астаной в рамках Единого экономического пространства, вплоть до создания Таможенного союза.
"Мы обязательно вернемся к работе в Едином экономическом пространстве... А учитывая, что они уже далеко продвинулись в этом направлении, даже создали Таможенный союз, нам придется все это наверстывать", – сказал В. Янукович.
Однако стоило "ТОМУ ЩО послідовному" 25 февраля 2010 г. официально вступить в должность главы государства и сформировать свою канцелярию, как уже на следующий день первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова опровергла информацию о том, что В. Янукович поддерживает вступление Украины в Таможенный союз.
"Поскольку Таможенный союз прямо противоречит и будет очень сильно осложнять членство Украины во Всемирной торговой организации, на сегодняшний день, да и на завтрашний, послезавтрашний этот вопрос стоять не может", - подчеркнула она 26 февраля 2010 г. в эфире телеканала "Интер".
Аналогичную позицию представитель президентской канцелярии озвучила и 1 марта 2010 г. в эфире телеканала ICTV на фоне проходившего в этот день первого зарубежного визита новоизбранного главы государства в Брюссель, подтвердив, что Украина не будет вступать в Таможенный союз.
"Я абсолютно, с чистой совестью и ответственно заявляю, что этой идеи он никогда не высказывал и не имел виду... Мы отлично понимаем, что присоединение к Таможенному союзу сейчас Украины, которая уже является членом ВТО, практически невозможно. Ведь средние таможенные ставки в Украине приблизительно 5,5% в России – более 10%, а именно эта база должна рассматриваться в Таможенном союзе по настоянию России... Поэтому давайте не создавать мифов!", - заявила она.
Ну и окончательно "миф" о возможном полномасштабном участии Киева в интеграционных процессах на постсоветском пространстве при действующей власти развеял сам В. Янукович, сначала устроив публичную порку, а затем освободив от должности вице-премьера по гуманитарным вопросам Владимира Семиноженко за его высказывания о возможном создании союзного государства Украины, России и Беларуси.
26 марта 2010 г. в эфире программы "Шустер-Live" на телеканале "Украина" вице-премьер заявил, что правительство рассмотрит идею создания союза трех.
"Идея создания союза Украины, России и Беларуси может быть рассмотрена", - сказал В. Семиноженко.
По его словам, создание такого союза является "одной из схем, которая имеет право к рассмотрению, равно как и участие Украины в Евросоюзе".
Вице-премьер подчеркнул, что речь идет о союзе, где "определяются правила по типу ЕС".
Ссылаясь на данные Института социологии Национальной академии наук, В. Семиноженко заявил, что большинство украинцев хотят войти в союз с Россией и Беларусью.
"Люди хотят союзного государства и верят, что это приведет к успеху страны", - сказал он.
Вице-премьер также отметил, что "Украину в ЕС, как минимум, ближайшие 15 лет никто не ждет".
"Сейчас происходит процесс сотворения многополярного мира. Будут преимущество иметь те страны, которые оказываются в основе создания этого полюса влияния", - сказал В. Семиноженко.
В ответ 30 марта 2010 г. депутат от БЮТ Ольга Боднар внесла на рассмотрение парламента законопроект об отставке вице-премьера с занимаемой должности под предлогом "нарушения Регламента Верховной Рады" при его назначении.
И уже на следующий день В. Семиноженко пошел на попятную, принявшись доказывать, что его слова о вхождении Украины в союз с Россией и Беларусью были искажены оппозицией.
31 марта 2010 г. перед заседанием Кабмина вице-премьер заявил, что он всего лишь высказывался в пользу того, что Украина должна принимать участие во всех "глобальных интеграционных процессах, поскольку президент Виктор Янукович озвучил программу, по которой в 2020 году Украина должна войти в 20-ку самых развитых стран".
Тем не менее, 1 апреля 2010 г. президент В. Янукович отчитал В. Семиноженко за его высказывание о возможном создании союза трех.
Об этом говорилось в сообщении пресс-службы главы государства под названием "Президент Украины Виктор Янукович дал ответ оппозиции относительно вопроса о дискуссии вокруг идеи так называемого союза Украины, России и Беларуси".
"Есть неопровержимая истина – Украина независимое суверенное государство. И об этом написано в Основном Законе нашего государства. Есть следующая истина – Украина активно интегрируется в Европейский Союз. И это стратегическое направление зафиксировано, в том числе, и в моих неоднократных заявлениях как Президента Украины. Я хотел бы, чтобы об этом все помнили. Существует ли право на дискуссию по этому вопросу? Для меня как для Президента – нет. Для всех, кто представляет власть – нет. И это категорически", - заявил В. Янукович.
Отметим, что именно 1 апреля 2010 г. правящая коалиция Партии регионов, Компартии и Блока Литвина с подачи Администрации президента устроила своим избирателям "День дурака", провалив собственные законопроекты о возможном участии Украины в формировании Единого экономического пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном.
В свою очередь, реагируя на негативную президентскую реакцию, 2 апреля 2010 г. вице-премьер В. Семиноженко в очередной раз принялся посыпать голову пеплом относительно своего высказывания о союзе трех.
"Прошу все дискуссии вокруг обсуждения именно реакции аудитории программы относительно так называемого союза Украины, России и Беларуси считать провокационными и такими, которые не имеют никакого отношения к политике Президента Украины и действиям Кабинета Министров Украины", - отмечалось в его заявлении.
Как известно, впоследствии, 1 июля 2010 г., в рамках реализации "стратегического" курса В. Януковича, Верховная Рада голосами коалиции приняла президентский законопроект "Об основах внутренней и внешней политики", направленный на "обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство для обретения членства в Европейском Союзе".
На этом фоне публичные сеансы самобичевания от В. Семиноженко, сопряженные с обзыванием самого себя "провокатором", не спасли его от отставки: 2 июля 2010 г. ВР поддержала законопроект депутата от БЮТ О. Боднар, освободив его от должности вице-премьера голосами коалиции и оппозиции.
Причем произошло это как раз в день визита в Киев госсекретаря США Хиллари Клинтон, что, по сути, является символическим жестом: тем самым В. Янукович продемонстрировал, что быть сторонником союза трех братских государств опасно даже при новой "неоранжевой" власти.
Так что на самом деле тему возможного воссоединения Украины, России и Белоруссии при нынешнем президенте собственноручно закрыл сам глава государства и по совместительству почетный лидер Партии регионов уже в первый год своего правления.
Поэтому спекуляции представителей "бело-синего" лагеря на сей счет – предвыборные манипуляции и не более того, поскольку на практике В. Янукович не собирается отказываться от дальнейшей реализации прозападного курса.
P.S. 20 мая 2012 г., накануне визита в США для участия в работе саммита НАТО в Чикаго, президент В. Янукович в эфире Первого национального канала в очередной раз публично подтвердил неизменность курса Украины на Запад.
"Курс Украины на европейскую интеграцию остается неизменным... С Европой мы идем по пути, который избрали. У нас есть закон об основах внутренней и внешней политики, и там это определено", - отметил он.
Это и есть подлинный внешнеполитический курс Партии регионов во главе со своим почетным лидером.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО