| На Дагестан назначен генерал Васильев - руководитель думской фракции "Единой России". Здесь речь идет о чистом варяге, и даже Абдулатипов в прощальной речи пожелал новому руководителю Дагестана "понять культуру и традиции региона", что как бы говорит о том, что у нового главы пока с пониманием никак. Судя по всему, на Дагестан решено зайти с другой стороны. Местные руководители и присланные из Москвы, но тоже урожденные, с задачей справились крайне неважно. Дагестан остается одним из самых сложных во всех отношениях регионов. Кроме того, жесткое перекрытие дороги в Исламское государство и в зону конфликта, куда "сбрасывался" радикальный контингент, теперь неизбежно накапливает его на месте. ИГИЛ только сегодня взял на себя ответственность за три последних убийства полицейских-участковых, которые произошли на днях. Однако ИГИЛ - это сущий пустяк по сравнению с общей обстановкой.
Проблема региона более чем очевидна. Чересполосица кланов, народов, родов и, соответственно, интересов. И в советское время родо-племенное деление республики создавало сложную систему балансов и взаимоотношений, теперь, при общей архаизации всего Северо-Кавказского региона, такого рода отношения становятся откровенной угрозой.
Одичание территорий ведет к одному и тому же сюжету: сильные кланы захватывают ресурсы, оттирая от доступа к ним слабые. Но при таком обилии народов в республике сильные кланы все равно оказываются в меньшинстве по отношению ко всем остальным суммарно. Поэтому основной принцип правления - разделять слабых и создавать между ними обстановку непримиримой вражды. Старый добрый принцип "разделяй и властвуй". Естественно, что держать балансы в такой обстановке - заведомо тратить все имеющиеся ресурсы только на эту задачу. На развитие не остается ничего. Поэтому Дагестан находится в устойчивом нисходящем тренде.
Попытки посадить на республику местных и знающих реалии заканчивались одинаково: либо руководитель поддерживал сложившуюся систему управления, либо становился для нее изгоем. Похоже, что как раз Абдулатипов стал именно изгоем - он не получил поддержки "сильных" и не сумел создать сильную коалицию слабых. А потому ничего и не получилсь. Не скажу, что знаток региона, а потому могу и ошибаться, но по общей обстановке выходит именно так.
Васильев - вообще ничей. Не местный. А потому поддержку он может иметь только и исключительно в Центре. Вероятно, у него будет право прямого выхода на самых высших лиц - на Северном Кавказе такого уровня отношения с Центром имеет только Кадыров.
Такой сценарий позволит ввести управление антикризисного характера, однако проблема всех антикризисных сценариев - в их ограниченности по времени. Их очень опасно "передерживать", лекарство может быстро превратиться в болезнь.
Васильеву нужно успеть за короткий срок "расшить" управление, сломать прежнюю систему, создать новую - и запустить сценарий развития. Под который, кстати, потребуется федеральная программа и весьма серьезный ресурс. Которого, как известно, нет, и нужно держаться. А это значит, что под такую программу придется перераспределять ресурсы и отбирать их у других регионов. Конфликт на этом уровне гарантирован. Не говоря уже о конфликтах с Центром - там тоже можно сразу увидеть целый список.
И опять проблема - запустив антикризисный сценарий, из него нельзя выйти и "откатить" назад. Команды Undo здесь не бывает. Не получится с выходом на развитие - можно будет получить откровенную катастрофу. Выбор невелик - или сегодняшняя медленная деградация с риском внезапно прилетевшего "черного лебедя" (а он при таком тренде будет обязательно), или обвал в случае, если что-то пойдет не так с реформами. Ну, или все срастется, и тогда все будет в шоколаде.
Правда, проблема в том, что в стране, которая сама валится в пропасть, сложно представить себе, что в одном регионе все вдруг наладится, а в остальных будет как сейчас.
В общем, выбор у Васильева есть, хотя и небольшой. |