ОБЩЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ "ЗА РОДИНУ СО СТАЛИНЫМ - ВПЕРЁД!" ("17 МАРТА") > Библиотека
В. И. Илюхин: Президент катастроф и трагедий.
(1/1)
Админ:
Чем запомнится В. Путин
А 11 мая 2006 года президент России обратился с очередным посланием к Федеральному Собранию. Послание действительно очередное, и, наверное, трудно было бы отличить его от других таких же посланий. А уж тем более легко предсказать ответную на него реакцию: выслушали, поговорили и забыли до следующего обращения, если бы не одна особенность. Своим выступлением в Кремле перед законодателями, членами правительства и элитой российского общества президент фактически дал старт новой избирательной кампании в Государственную Думу, а затем и на пост главы государства. Видимо, поэтому он был в своих высказываниях более патриотичным (а это уже привычная напускная манера его поведения) и более откровенным в оценках происходящего в стране, хотя и хвалебных слов в адрес нынешней власти из его уст прозвучало немало. Поэтому обращение носит достаточно противоречивый характер, как и вся деятельность второго российского президента. С одной стороны, по его утверждениям, в стране успешно реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве, с другой стороны – низкий уровень доверия граждан к государственной власти, погрязшей в коррупции, и к крупному бизнесу, которые не оправдали надежд, возникших у миллионов людей в начале 90-х годов. Такая оценка в первую очередь связана с тем, что представители этих сообществ, как выразился президент, “…пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан”.
Казалось, власти и бизнесу вынесен суровый исторический приговор, за которым должны последовать жесткие и радикальные меры по изменению государственного устройства, форм собственности и распределения произведенного национального продукта. Но нет: ничего подобного не последовало ни в озвученном далее послании, ни в реальной жизни. Всё как было, так и осталось, посты сохранили своих прежних хозяев, за очень небольшим исключением. И это неудивительно, иного и быть не могло, ибо в том, что произошло в стране и со страной, виновны оба российских президента с их неограниченной властью.
В качестве утешения В. Путин объявил о необходимости некоторого увеличения заработной платы отдельным категориям учителей, врачей, а также пособий по рождению ребенка, то, о чем долго и настойчиво говорили и предлагали сделать в Государственной Думе депутаты от Компартии, другие независимые депутаты. Сколько же прокремлевская фракция “Единая Россия” ставила нашим инициативам мощный заслон! Видимо, далее сдерживать натиск и недовольство простых тружеников, депутатов от оппозиции лишь одним отрицанием и отказом стало невозможно. Президент это понимает и накануне больших выборов вынужден идти на определенные уступки или подачки, чтобы сохранить себя, сохранить во власти свое окружение и, главное, крупный капитал. Он не стал урезать его баснословное состояние, его возможности по дальнейшему паразитическому обогащению. Он воспользовался приемом, хорошо известным и часто используемым в капиталистической системе управления и хозяйствования, когда народу дают подачку, успокоив его таким образом на некоторое время. А далее на полную мощь была запущена пропагандистская машина. Возможные преемники президента С. Иванов и Д. Медведев замелькали на экранах телевизоров. Огромные толпы журналистов и репортеров сопровождают их в поездках по России. Вот они, спасители народа и Отечества, вот нацпроекты – чудо, спустившееся на нашу многострадальную землю. Но почему так много шума? В нормальном государстве поддерживать и укреплять аграрный сектор, заботиться о здоровье нации и об ее интеллектуальном уровне, о жилье граждан и безопасности страны – обычное и постоянное дело правительства, чиновников всех уровней. У нас все по-другому. А шумят потому, что дел больших и созидательных нет. Когда они есть, они всем видны, и словоблудием не надо заниматься.
У президента, если ничего чрезвычайного не произойдет, будет возможность еще раз выступить перед Федеральным Собранием, где он, скорее всего, подведет итог своей почти восьмилетней деятельности на посту главы государства. Заранее можно сказать, что вряд ли мы услышим что-то новое, ибо при всей очевидности пороков власти ничего не меняется и все, что происходит в стране, президента вполне устраивает. А что оставит он после себя или чем запомнится его правление? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в недалекое прошлое.
Окончание столетия вошло в историю тем, что Советский Союз, а потом и Российскую Федерацию потрясли события, которые разрушили одну из самых мощных империй мира и поставили под сомнение существование русского государства.
Причины и корни распада будут предметом еще долгих дискуссий, исследований. Остается открытым и вопрос о способности России восстановить свою утерянную мощь, объединить вокруг себя собратьев по единой семье, как это было в первой половине прошлого века. Во многом это зависит от того, кем она станет и будет ли у нее настоящий лидер.
Начало XXI века совпало с выборами нового президента, коим и стал В. Путин. С его деятельностью многие россияне связывали не только свое личное будущее, но и будущее страны, ее возрождение. Вера в сильную личность, надежда на лидера государства имеет на Руси исторические корни. Отметим, что действующая Конституция наделила президента огромными, можно сказать, неограниченными властными полномочиями, исключительно важными для управления государством и обществом, которые он расширил в ходе правления, сделав его авторитарным. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, утверждает военную доктрину и концепцию национальной безопасности Российской Федерации, формирует федеральное правительство и руководит его деятельностью, определяет судейский корпус, прокурорский надзор, является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил страны, имеет огромные полномочия в законотворческой деятельности.
Вот здесь и стоит обратиться к самой личности В. Путина, к его программным заявлениям и инициативам, оценить их с позиции полезности, актуальности, направленности в целом.
Можно констатировать, что эпоха правления Б. Ельцина закончилась, однако эпоха его разрушительных для России реформ продолжается. И не потому, что любое заданное движение, в том числе и в сфере политики, имеет свойство инерции. А в первую очередь потому, что на многих ключевых постах в государственной власти, экономике, социальной сфере остаются идеологи, люди, двигающие ельцинские реформы. И это вполне устраивает В. Путина.
Не претерпел существенных изменений губернаторский корпус, из которого, правда, президент выдавил коммунистов. Из числа ярых сторонников и сатрапов Б. Ельцина не сохранил свой пост, пожалуй, только одиозный Д. Аяцков, губернатор Саратовской области. Ельцинистами контролируются Центробанк, Минфин, Минэкономики, РАО ЕЭС и т.д. В их руках остаются нефть, газ, алюминий, никель, другие стратегические ресурсы.
Почти все большинство в Государственной Думе в лице фракции “Единая Россия” состоит из выдвиженцев и соратников первого президента. Для подтверждения достаточно назвать такие фамилии, как О. Морозов, Г. Кулик, В. Пехтин, А. Исаев, П. Крашенинников, Е. Лахова, А. Кокошин и другие лица, находящиеся в руководстве палаты.
Сама партия “Единая Россия” по своим взглядам и убеждениям, по своей оголтелости и цинизму, по игнорированию интересов людей труда находится правее традиционных для России правых гайдаров и чубайсов. Президент сделал ставку на “Единую Россию”, на людей, идейно ему близких и “родных”. Поэтому является ошибочным мнение о нахождении президента где-то в центре, над всеми. Он как был, так и остается в том же ельцинском круге, среди тех, кто выдвинул и привел его к власти. Критику же В. Путина со стороны некоторых правых, скорее всего, надо расценивать как столкновение групповых интересов в той же среде, стремление заставить его идти более быстрыми и решительными шагами по ельцинской колее. Особенно это видно на примере того, как депутаты от “Единой России” настояли на введении права частной собственности на земли сельхозугодий, на расчленении естественных монополий и передаче их в руки небольшой кучки людей, на подавлении своих политических оппонентов. О последнем красноречиво свидетельствует принятие под их воздействием закона о запрете политического экстремизма, хотя подобное понятие как в отечественной, так и зарубежной правовой науке не проработано, что не мешает, однако, власти запрещать любую критику в свой адрес по поводу ее вредных и разрушительных шагов. Это глубокий откат даже от примитивной российской демократии.
После поведенческой распущенности Ельцина, его пьяного ухарства сдержанный и “морально устойчивый” В. Путин выглядит привлекательно. Этот момент был решающим на президентских выборах, и он продолжает в значительной мере определять рейтинг популярности В. Путина среди россиян, которые перестали (как это было ранее) хотя бы краснеть за своего президента при его зарубежных поездках.
Неплохое юридическое образование, полученное В. Путиным в Ленинградском университете, а затем в элитной школе КГБ СССР, позволило ему благодаря приобретенным манерам быстро встать, хотя бы во внешнем общении, в один ряд с известными политиками мира. Однако, вступив во власть, он оказался не готовым эффективно и надежно ею распоряжаться. После разведывательной деятельности в Германии он так и не набрал необходимого опыта управления людьми, государственными структурами. Но было бы неправильным только этим объяснять политические решения В. Путина. Скорее всего, они определяются тем значительным периодом времени, когда В. Путин находился в командах А. Собчака и Б. Ельцина. Его взгляды и убеждения во многом сформировались под их воздействием, в атмосфере отвратительного духа стяжательства, лжи и интриганства.
Сила государственной власти, как и всякой иной, во многом определяется ее авторитетом и уважением, очевидной нравственностью лиц, пришедших во власть, их гуманизмом в отношениях с людьми и верой в нее, а не наличием у государства огромного аппарата подавления, грубой военной и полицейской машины, то, что мы наблюдаем сейчас в России. Власть, замешанная на авторитаризме, на насилии, существовать долго не может и, рассыпаясь, чаще ударяет по тем, кто ее и создал.
За примером далеко ходить не надо. Безнравственность, цинизм и лживость Б. Ельцина, его окружения во многом определили криминальную, разрушительную суть его правления – страна еще не скоро сбросит с себя последствия ельцинского “наследства”. Не зря же, наверное, был в Римской империи “Закон о бесчестном поведении власти”: он ставил хоть какие-то барьеры на пути к власти лицам с сомнительной и подмоченной репутацией. Нам же остается сожалеть, что подобного чистилища для претендентов на высокую власть и тех, кто во власти уже находится, не было и нет в России. При всем отечественном правовом нигилизме общество все-таки смогло бы в какой-то мере противостоять откровенным пьяницам и шарлатанам, ворам и демагогам, лжецам и невеждам.
Перед уходом в отставку президент Б. Ельцин имел почти нулевой рейтинг и полное отторжение со стороны большинства россиян, ибо падение уровня их жизни достигло критического состояния. Страна без всякого внешнего воздействия понесла потери, сравнимые с ущербом от широкомасштабной войны. И не случайно в мае 1999 года Государственная Дума предприняла попытку конституционного отрешения Б. Ельцина от должности президента. Выдвинутое против него обвинение в совершении тяжких преступлений состояло из пяти пунктов, включающих в себя государственную измену, захват власти и злоупотребление ею, превышение должностных полномочий, истребление, геноцид народов России. В развернутом виде материалы Госдумы широко публиковались в российских и зарубежных средствах массовой информации, поэтому нет необходимости останавливаться на них подробно. Важно то, что подавляющее большинство депутатов тогда признали обоснованными все пять пунктов обвинения, в том числе и геноцид российского народа. После этого достаточно сомнительным и безнравственным выглядит первый указ В. Путина в качестве и.о. президента страны об объявлении неприкосновенности Б. Ельцину, о недопустимости его привлечения к ответственности не только за деяния, совершенные во время исполнения им обязанностей главы государства, но и за последующие возможные правонарушения.
Следом за этим указом В. Путин внес в Государственную Думу законопроект “О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи”, который без колебаний был одобрен послушным большинством Федерального Собрания; “против” голосовали лишь депутаты-коммунисты. Указ и закон в своих положениях мало чем отличаются друг от друга. Этот факт проливает свет на многие стороны личности В. Путина. Его, кажется, самого затягивает в то же самое болото, в котором утонул Б. Ельцин.
Правовые акты действительно несостоятельны, ибо Конституция Российской Федерации статус неприкосновенности закрепляет лишь за президентом, а не за лицом, прекратившим исполнять его обязанности. Они противоречат и уголовно-процессуальным нормам, принципу неотвратимости наказания за совершенные преступления. Российское законодательство, как и зарубежное, предусматривает лишь особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных должностных лиц. Более того, международное право не допускает применения сроков давности за преступления против человечности, и, в частности, за геноцид. К тому же наказание за геноцид применяется и тогда, когда внутреннее, национальное право не предусматривает за него ответственности.
Ельцинский геноцид оказался изощренным. В начале 90-х годов были обесценены все сберегательные вклады российских граждан, что ощутимо ударило по способности людей к выживанию. Самыми обездоленными в этой ситуации оказались пенсионеры, “носители советской идеологии”, как их назвали современные реформаторы, полагавшие, что чем больше “носителей” вымрет, тем быстрее пойдут реформы.
Следом за обесцениванием вкладов в стране в массовом порядке останавливалось производство, перестали выплачивать заработную плату, пенсии. Дефицит продовольственных и промышленных товаров тоже не заставил себя долго ждать, медицинское обслуживание скатилось на недопустимо низкий уровень. Не хватало лекарств, даже постельных принадлежностей в больницах. Это породило массовое отчаяние, безысходность, психологическую и нравственную неустойчивость. Самоубийства от невозможности выжить захлестнули страну. Молодые матери вместе с детьми выбрасывались с балконов высотных зданий. Ежегодно из-за унижений и отчаяния в Вооруженных Силах РФ более 400 офицеров пускали пулю себе в лоб. Нищие и бездомные взрослые и дети заполонили города и села. Женское тело стало расхожим товаром как в стране, так и на вывоз за рубеж. Нация такого позора не испытывала, пожалуй, со времен монгольского ига. Но тогда страну разрушали и грабили внешние враги, сегодня – внутренние силы. И как следствие этого: начиная с 1992 года смертность среди населения страны превысила рождаемость. Реформы унесли миллионы жизней соотечественников.
К этому необходимо добавить 100 – 120 тысяч граждан, погибших на Северном Кавказе в гражданской войне, начавшейся в 1994 году и продолжающейся по сей день. Остается только удивляться цинизму власти, которая, проведя перепись населения в Чеченской Республике, заявила о том, что оно не только не уменьшилось, а увеличилось в ходе войны. Так в России давно не лгали. Поэтому сложно было ждать от нового президента проявления инициативы в расследовании и уголовно-правовой оценке содеянного ельцинским режимом. Но политическое осуждение, политическую оценку он мог бы дать. Не произошло и этого, а Ельцин и его семья получили из рук наследника не только неприкосновенность, но и огромные материальные льготы и блага. Думаю, что уже только этим В. Путин нанес огромный ущерб значимости своего правления в истории России.
Международная практика привлечения бывших президентов к уголовной ответственности, как, например, в Южной Корее, Индонезии и т.д., известна. Знает о ней и В. Путин. Тогда что же двигало им, когда он подписывал столь беспрецедентные для современной истории нормативные документы? Стремлением поскорее убрать от руля власти разрушителя России это объяснить нельзя – Б. Ельцин и так уходил с поста президента и не мог, по Конституции, больше на него претендовать. Если же он, выдавая гарантии Б. Ельцину в неприкосновенности, тем самым выторговывал власть для себя, то этот шаг вдвойне безнравствен.
Но есть и другое мнение, которое больше соответствует истине: В. Путин первым указом подтвердил свою преемственность прежнему ельцинскому курсу.
Ельцинское правление – это система разрушений основ государственности, постоянное отступление от законов, их циничное попрание. Унаследовал ли эти качества В. Путин? Да, унаследовал. Симптомы прошлого дают о себе знать постоянно, их можно наблюдать и в ликвидации российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме, и в уничтожении нашей космической станции, и в передаче Китаю отечественных островов на Амуре, и в отсутствии отпора американцам в их постоянном стремлении размещать военные базы вдоль российских границ в бывших союзных республиках и т.д.
База на Кубе имела для России исключительно важное значение. Благодаря ей мы обладали достаточно обширной, в том числе и разведывательной, информацией о многих событиях, происходящих в Западном полушарии. Одно это компенсировало наши затраты по ее содержанию. Она обеспечивала надежную связь с российскими дипломатическими представительствами на американских континентах. Ее потерю трудно восполнить чем-то другим, даже группой наших спутников на орбите.
США давно ставили вопрос о ликвидации базы, но всегда получали отказ. И только Путин с готовностью и охотой выполнил просьбу американцев. В таком же стиле китайцы получили из его рук остров Тарабаров на Амуре. При этом без тени смущения президент заявил, что спорили по этому вопросу долго, а он вот сразу же решил проблему.
Для того чтобы отдать и ничего не получить взамен, больших способностей не надо. Так можно и японцам отдать четыре острова Курильской гряды, финнам – Карельский перешеек и прочие российские земли. Не стал президент спорить с Литвой при заключении договора о границе. И прибалты получили территории, которые им никогда не принадлежали, что позволило Литве – так же, как и Латвии, и Эстонии – вступить в НАТО и дальше унижать русскоязычное население.
Теперь совсем свежая история с Грузией. С подачи В.Путина этому государству фактически объявлена “холодная” война. Патриотической риторики у президента хоть отбавляй. Он наводит порядок на рынках, закрывает казино, вводит эмбарго на грузинские вина и другие товары, ограничивает въезд и выезд граждан обоих государств. Уверен — все это ненадолго. Но это отвлекающий маневр. За этим скрывается циничное, в привычном стиле президента, предательство интересов России. Путин под очевидным давлением США в спешном порядке выводит российские войска из Грузии, освобождая военные базы для американцев. Не надо говорить об опасности очередного приближения натовцев к нашим границам, которые в последующем будут довлеть над всем Кавказом, в том числе и нашими северокавказскими республиками.
В. Путин продолжил предательскую политику первого российского президента, постоянно идя на поводу у американцев. Они настояли на том, чтобы Россия отказалась от взыскания с Ирака почти 10 млрд. долларов долга, и Россия отказалась. После оккупации Ирака американцы получили свободный доступ к иракской нефти и огромные прибыли от ее реализации. Мы же несем постоянные потери. Разве нельзя было пойти на отказ от долга при одном условии: что США компенсируют нам ущерб? А почему В. Путин отказался от возврата долга в 8 млрд. долларов, которые числились за Монголией? Она-то сегодня развивается лучше, чем наша страна.
Прощая обязательства и многих других государств, президент и правительство одновременно постоянно сетуют, что долги СССР, доставшиеся России по наследству, лежат на ней тяжким бременем. Как это все совместить? Ответ опять в той же плоскости. Путин как политик не обладает государственной твердостью и достаточной волей. Его президентство наполнено недопустимо большими компромиссами. Он никогда не брался за решение сложных задач, предпочитая плыть по течению, подставляя ветру спину, а не грудь. Древние мудрецы о таких говорили: “От тех, кто довольствуется тем, что есть, и повинуется судьбе, никогда не жди, что они проложат дорогу”. У России действительно нет ясной и выверенной дороги в будущее, а хуже того – нет цели, которую мы должны достичь.
В. Путин и его правительство отказались от пересмотра грабительской приватизации, отреклись от необходимости существенной корректировки рыночных реформ. Более того, президент стал инициатором сокращения давностных сроков по пересмотру приватизационных сделок с 10 до 3 лет. Преступники фактически были амнистированы, а обществу преподнесен урок чудовищной безнравственности. В интересах крупного капитала и преступного мира президент ввел мораторий на смертную казнь, внес законопроект об исключении из Уголовного кодекса такого вида наказания, как конфискация имущества у лиц, совершивших тяжкие преступления. Только за это казнокрады и взяточники готовы поставить ему золотой памятник.
Поэтому закон о гарантиях экс-президенту и членам его семьи уже относится не столько к Б. Ельцину, сколько к самому В. Путину, который допускает возможность, а то и неизбежность совершения преступлений в президентской деятельности. Современная отечественная и зарубежная история, пожалуй, не знает подобной практики. Наоборот, она развивается в направлении повышения ответственности глав государств перед народом за свою политику.
В шагах президента вполне очевидно просматривается стремление укрепить не государственную, а собственную власть. Но и авторитаризм также не является самоцелью. После передела собственности и базисных изменений, осуществленных прежним правлением, В. Путин сконцентрировал свою деятельность в сфере надстроечных отношений, на дальнейшем изменении государственной власти, политической системы общества с тем, чтобы заставить население страны, даже самую непримиримую, непокорную ее часть, существовать в той заданности, которая была определена разрушительными ельцинскими экономическими реформами конца ХХ века. И с этим он успешно справляется.
Война на Северном Кавказе, гибель атомохода “Курск”, трагедия в Беслане, постоянные авиакатастрофы, техногенные катаклизмы и обнищание народных масс наглядно подтвердили, что страна нуждается в серьезной корректировке всех программ, в надежном бюджетном финансировании производства, социальной сферы и безопасности государства, в единении человеческих возможностей и сил на трудном пути развития. Горе для страны, если у нее главным ведомством стало Министерство по чрезвычайным ситуациям, а его руководитель – Герой России. Общество вступило в полосу природных и техногенных катастроф. Взрывы, аварии, пожары, отравления стали постоянным явлением нашей действительности, уносящим сотни, тысячи человеческих жизней.
Произошло больше десятка авиакатастроф, и только после этого президент и правительство наконец-то занялись вопросами обеспечения безопасности полетов на воздушном транспорте. Однако непосредственно ответственным за исправление ситуации назначили профессионально несостоятельного министра обороны С.Иванова. Поэтому результат можно легко предсказать.
Радикальных изменений не произошло и не предвидится. Основное богатство России – нефть, газ и другие стратегические природные ресурсы, энергетика – как были, так и остаются в руках небольшой кучки людей, принося им миллиардные прибыли.
Ни одна европейская страна не знает примеров, подобных нашему, когда 10 – 15 процентов населения России владеет основным объемом собственности, ранее находившимся в руках общества. По большому счету, В. Путин заставил государство работать не на мощь страны и благополучие людей, а на небольшую кучку олигархов. На момент вступления его в должность президента в России насчитывалось не более семи валютных миллиардеров; пять лет его правления увеличили это число в десятки раз. И это в то время, когда основная масса людей живет у черты или за чертой бедности. Президент и думская фракция “Единая Россия” установили единую ставку подоходного налога, по которой олигархи, крупный капитал уже отдают государству не 35 процентов от полученной прибыли, а платят всего 13 процентов подоходного налога, столько же, сколько и те, кто еле сводит концы с концами. От такой финансовой политики откуда взяться деньгам на науку, образование, медицину, Вооруженные Силы?!
Создав чудовищно несправедливую систему перераспределения и присвоения произведенного продукта, президенты и их команды нарушили объективный закон равновесия, действующий как в природе, так и в человеческом обществе. Отсутствие сбалансированности и справедливости всегда вызывает социальные потрясения. И если общество еще не взорвалось, то в значительной степени за счет зомбирования людей и жесткого использования властью в своих интересах судебной системы и правоохранительных органов, которые меньше защищают гражданина, человека, а больше всего (и в первую очередь!) обслуживают ту же власть.
При этом “гаранта” Конституции и основных прав граждан нисколько не смущает демонстративно циничное поведение губернатора Чукотки Р. Абрамовича, нефтяного и газового короля одновременно, который себе на потеху прикупил на российские миллиарды английский футбольный клуб “Челси”. Владеющему эскадрой самых современных и дорогостоящих в мире яхт губернатору Чукотки президент и правительство сделали еще один подарок. Они в лице ОАО “Газпром” скупили у Абрамовича принадлежащую ему компанию “Сибнефть” за 13 млрд. долларов США, хотя он в свое время приобрел ее у государства за сумму, не превышающую 100 млн. долларов, не сделав впоследствии никаких существенных вложений в ее развитие. От этой аферы века денег хватит всем ее организаторам и исполнителям. К тому же поговаривают, что по истечении президентского срока В. Путин намерен пересесть в кресло председателя Совета директоров ОАО “Газпром”. Появится еще один “Абрамович” на шее народа.
И это происходит в то время, когда страна каждый год уносит на кладбище более двух миллионов своих граждан, умерших от массовых заболеваний, нищеты и голода, нехватки лекарств, от отвратительного медицинского обслуживания… За время путинского правления совокупные демографические потери уже превысили семь миллионов человек.
Однако было бы неправильным утверждать, что президент не знает об этой национальной катастрофе. Знает, говорит о ней почти в каждом послании Федеральному Собранию, но не более того. Страна продолжает вымирать, а эффективных мер по спасению людей как не было, так и нет.
Для В. Путина важнее не человек, а незыблемость частной собственности, крупного капитала, который и поставил его на вершину власти. Какой же надо обладать бесчеловечностью, чтобы на вымирании страны обеспечивать колоссальное богатство и развращение небольшой кучки олигархов? Ведь всем очевидно, что эти капиталы не заработаны трудом, что национальные богатства с помощью власти присвоены, что природные ресурсы, достояние всего народа, нещадно эксплуатируются.
Конечно, сторонники президента могут возразить, сославшись в качестве примера на привлечение к уголовной ответственности олигарха Ходорковского. И это будет неудачный пример, который, скорее всего, подтверждает обратное, цинизм В. Путина. Ведь уголовное дело в отношении М. Ходорковского – отвлекающий маневр и обман народа. “Войну” с олигархами превратили в наказание строптивого. На место М. Ходорковского придут десятки ему подобных, ибо власти ударили не по причинам появления все пожирающего капитала, а по одному из его представителей.
В. Путин хорошо осознает, что крупный капитал не стал локомотивом развития российской экономики. Базовые отрасли отечественной индустрии, тяжелая промышленность, энергетика, транспорт влачат жалкое существование. Утрачено национальное сельскохозяйственное машиностроение. И чтобы не быть голословным, опять сошлюсь на официальную статистику. В 2005 году по сравнению с предшествующим годом, который не был успешным для нас, выпуск газовых турбин составил 59 процентов, дизелей и дизельгенераторов – 81 процент, металлорежущих станков – 88,6 процента, электродвигателей переменного тока – 89 процентов и т.д. Такая же ситуация складывается и в 2006 году.
Страна из высокоиндустриальной становится отсталой, живущей за счет природных ресурсов и импорта товаров. Россия перестает производить, обувать, одевать и кормить сама себя. Она превращается в паразитирующего потребителя, напоминающего рыночного менялу. Нисколько не сгущаю краски. В августе 2006 года министр финансов А. Кудрин при докладе президенту заявил, что в текущем году ввоз в Россию товаров и продуктов увеличится на 30 процентов. Темпы ввоза в разы превышают объемы производимого продукта, если не брать, конечно, добычу нефти и газа, вырубку и проматывание нашего леса. Однако по основным экономическим показателям страна еще самодостаточна для своего развития по всем направлениям. У нас есть еще природные ресурсы, производственная база и самое главное – высокая интеллектуальная сила. Нет одного – разумного организатора и координатора реализации наших возможностей в лице государства. И в этом главная вина В. Путина.
Ельцинско-путинское правление – это хищнический передел и грабеж собственности, за которыми забыли о промышленности, науке, энергетике. Спохватились тогда, когда многие разрушительные процессы стали переходить в необратимые. Страна, некогда великая энергетическая держава, теперь не может осветить и обогреть свои города. Сошлюсь на доклад министра промышленности и энергетики В. Христенко, с которым он выступал весной 2006 года перед депутатами Госдумы. В частности, было заявлено, что состояние электроэнергетики не соответствует требованиям российской экономики и становится сдерживающим фактором ее развития. Постоянно растет объем неудовлетворенных заявок на техническое присоединение к электросетям, который на тот момент уже был равнозначен полутора объемам максимальной нагрузки Санкт-Петербурга, что равно более 660 тысячам неосвещенных квартир или около 5 млн. тонн непроизведенного алюминия.
А далее министр отметил, что доля удовлетворенных заявок на техническое подключение к сетям постоянно сокращается и в 2007 году составит менее 10 процентов от общего их числа. После этого можно уже не разъяснять, в какую глубокую яму скатывается страна.
Продукция высоких технологий в экспорте России составляет не более 0,5 процента. Для сравнения: в США – свыше 40 процентов, в Германии, Японии – не менее 30 процентов.
В мире существует двадцать пять технологий, которые будут определять лицо цивилизации в XXI веке. Из них семнадцать принадлежат США, семь – Японии, и только одна – России. Даже на внутреннем рынке отечественные технологии составляют всего 3,5 – 4 процента от всех используемых технологий.
Такое положение напрямую связано с состоянием образования в нашей стране. С первого места при Советском Союзе мы скатились на шестьдесят второе место в мире. Сейчас только 15 – 17 процентов россиян имеют высшее образование. Однако известно, что для нормального поступательного развития экономики, базирующейся на высоких технологиях, необходимо, чтобы 80–90 процентов взрослого населения имели высшее образование.
Если есть проблема, ее надо решать. Что же для этого предложила России путинская команда? Законопроект “Об автономных учреждениях”, против которого выступили большинство ректоров высших учебных заведений, профсоюз работников народного образования и науки страны, Российская академия наук. С критикой законопроекта выступили и депутаты от оппозиции. Но, несмотря на столь внушительный голос протеста в июне 2006 года фракция “Единая Россия” вместе с жириновцами в первом чтении протащили проект, основная суть которого сводится к тому, чтобы снять с государства обязанности гарантированного финансирования бюджетных учреждений, и в первую очередь образования и науки. Число студентов уже в 2007 году будет сокращено на 15 процентов. Само образование постепенно перестает быть бесплатным, становясь доступным только для богатых людей. И это еще один путинский удар по стране, ее цивилизации и культуре, по развитию высоких технологий.
По оценкам специалистов, лишь за первую половину девяностых годов из России выехало около 80 тысяч ученых, в их числе и будущий лауреат Нобелевской премии. При путинском правлении утечка мозгов не сократилась, ибо мало что сделано для развития науки. Президент не смог понять, что в XXI веке интеллектуальный и информационный капитал станет в экономике определяющим фактором, а у государства возрастет роль новых функций, связанных с развитием науки, образования, культуры и здравоохранения. Поэтому он со своей командой оставляет Россию без надежного будущего. Его правление уже сейчас можно оценить и как потерянные для страны годы, и как осознанное разрушение ее базисных устоев.
Продолжает деградировать военно-промышленный комплекс, который сегодня способен производить чуть более половины комплектующих изделий для вооружения и военной техники. Этим, пожалуй, сказано все.
На последнем издыхании находится сельское хозяйство, и если его не поддержать в срочном порядке, то страна лишится своей продовольственной безопасности и кормить Россию по своему усмотрению и желанию станет зарубежный сельхозпроизводитель. Это тоже свершившийся факт. На закупку за рубежом сельхозпродуктов – в основном низкого качества и вредного для здоровья людей – мы ежегодно тратим 15 – 18 млрд. долларов, огромные деньги, которые позволили бы за небольшой период времени поднять наше село с колен.
Одна из главных проблем – это катастрофическая утрата на селе производительной силы. И трудно понять В. Путина, когда он говорит о проживании в сельской местности 40 миллионов
граждан как о надежном факторе. Цифра названа правильно, но, видимо, президент не знает, что скрывается за ней. Почти половину сельского населения составляют пенсионеры, инвалиды и, к сожалению, деградировавшие от алкоголя люди. Трагично, но это факт.
Чтобы оздоровить ситуацию на селе – мало только лишь вкладывать деньги в аграрную индустрию, необходимо восстанавливать социальную сферу, создавать нормальные бытовые условия для жизни молодежи. А на это, как опять утверждает правительство, достаточных денег, даже в рамках национальных проектов, нет.
Россия в своем развитии на десятилетия злонамеренно отброшена назад, и сделано это руками ее правителей, внутренней, пятой колонной. Однако власть постоянно твердит о существенном увеличении валового внутреннего продукта, промышленного производства. Правда, не скрывают, что двойного увеличения ВВП к 2010 году не произойдет и цель, поставленная президентом, достигнута не будет. А как она может быть достигнута, если бегство капитала за рубеж при В. Путине, например, в 2004 году превысило, по официальным данным, 30 млрд. долларов; продолжается оно и сейчас, что ставит под угрозу экономическую безопасность страны.
Не стоит утешаться и тем, что Россия увеличила свои золотовалютные резервы, смогла создать Стабилизационный фонд, ибо все это произошло в основном за счет хищнической эксплуатации минерально-сырьевых, энергетических и лесных ресурсов, высокой цены на нефть и газ на мировых рынках. И здесь ситуация достигла своего критического уровня. Фактически свернута разведка новых месторождений, исчерпан технический и физический ресурс трубопроводов, линий электропередач, обострилась экологическая обстановка. Однако решений этих сложных проблем обществу не предложено. В. Путин действует по принципу: после меня хоть потоп. Для него важнее сейчас сохранить власть, лицо лидера, и не более.
Что касается Стабилизационного фонда, то это, скорее всего, не благо, а ущерб для страны, в значительной мере подрыв отечественной экономики, большая диверсия против нас.
Во-первых, как уже отмечалось, фонд в основном сформирован за счет ценных бумаг американских компаний и размещен за пределами России. Фактически наши деньги были изъяты из внутреннего оборота, из промышленной, социальной сферы и обращены в мертвые бумаги. Американцы получили реальную валюту, которую, подчеркиваю, выкачали из нашей экономики, существенно блокировав ее развитие. Если уж и надо создавать фонд, то делать это надо за счет покупки ценных бумаг российских компаний, тем самым существенно увеличилась бы их капитализация, да и деньги находились бы в обороте у нас в стране, принося дополнительную прибыль.
Во-вторых, разместив Стабилизационный фонд за рубежом, мы ежегодно несем многомиллиардный урон от низких кредитных ставок. И это, кажется, не беспокоит ни президента, ни правительство. Видимо, главная цель в создании фонда – это желание иметь лишние деньги, которые мелкими подачками будут раздаваться накануне выборов определенным группам и слоям населения, дабы сохранить устои власти. Такая политика вредна и опасна.
И здесь снова приходится задумываться над постоянным вопросом: почему выбор Б. Ельцина в 1999 году пал на В. Путина? Преемник не был блестящим разведчиком, большим юристом, не обладает он стратегическим мышлением и государственной мудростью. И до этого ни в чем себя не проявил. И все-таки выбор остановился именно на нем, а не на ком другом. Если Б. Ельцин опасался выдвигать на управление государством сильную и самостоятельную личность, способную существенно скорректировать его же разрушительные реформы, то и Запад, которому Россия нужна лишь в качестве сырьевого источника и свалки вредных отходов, тоже знал, какой российский престолонаследник придется к их двору. К тому же западные политики боялись и до сих пор боятся возрождения союзного государства в любых его формах. Так желания Б. Ельцина и Запада совпали, и В. Путин полностью оправдывает их надежды. Россия продолжает оставаться второсортным государством. Приостановлено и дальнейшее развитие, оформление союза с Белоруссией. В. Путин и его команда поставили перед президентом А. Лукашенко просто неприемлемые условия, и, конечно, они были отвергнуты. Одним из них является приватизация крупнейших белорусских промышленных гигантов, таких, как автомобильный и тракторные заводы, Витебский нефтеперерабатывающий комбинат и другие. Цель одна: после приватизации уникальные объекты будут скуплены, перейдут в чужие руки, в руки крупного российского и иного зарубежного капитала, и тем самым будут подорваны государственность и независимость Белоруссии, позиции ее президента. Но этим давление на Белоруссию не ограничилось. Российский Газпром по указке Кремля решил пойти на беспрецедентный шаг по отношению к братскому союзному государству – увеличить в три раза цены на газ, поставляемый в Белоруссию и тем самым поставить на колени ее экономику, да и социальную сферу. А Министерство экономического развития и торговли, возглавляемое Г. Грефом, направило руководителям регионов России указание не закупать белорусские товары. Если глубоко вдуматься, то все названное вписывается в американскую политику удушения суверенной страны, которая, отказавшись от губительной приватизации, дикого рынка, развивается самыми быстрыми темпами на всем постсоветском пространстве. Белоруссия – единственная из числа бывших союзных республик в промышленности, сельском хозяйстве, в социальной сфере перешагнула рубежи начала 90-го года прошлого века. Это больше всего и раздражает ее врагов. Кремлевская команда взяла на себя роль душителя братского нам славянского государства.
Я никогда не верил в добровольность путинских рапортов об уходе из разведки, о возвращении из Германии в СССР, о переходе на работу в 5-е управление КГБ и вовсе об увольнении из него. Но говорить об этом подробно сейчас преждевременно.
К особым заслугам президента нередко относят его реформы в сфере государственной власти, муниципального управления. Но констатация самого факта реформ не отвечает на главный вопрос о их полезности для общества и государства, о их прогрессивности и своевременности. Реформы во многом оказались ради реформ и не дали серьезного положительного результата.
Их провальный исход явился следствием слепого копирования западных моделей, слепого перенесения их сути на тело российского общества, что, если образно говорить, кроме злокачественной опухоли, ничего иного вызвать не могло. В. Путин и его окружение, скорее всего, не учли российских традиций, отечественного уклада жизни, того, что сама Россия представляет собой особую цивилизацию и перелицевать ее на французский, бельгийский, немецкий манер невозможно. Однако и западный опыт, как представляется, был изучен поверхностно, что в совокупности с плохой реализацией и дало отвратительный результат.
Несомненно и то, что самое благое устремление в реформах, в чем есть сомнение, неизбежно бы разбивалось о Конституцию страны, написанную в спешном порядке под первого президента Б. Ельцина. Она, Конституция, дала огромные возможности по демонтажу прежней советской системы, заодно лишив народ активного участия в управлении государством и обществом. В. Путин своими последующими законодательными предложениями усугубил ситуацию и еще дальше удалил народ от власти. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на его законодательную инициативу, под аплодисменты поддержанную в Федеральном Собрании представителями “Единой России”, о фактическом назначении им самим, а не через прямые выборы народом глав исполнительной власти субъектов России. Выдвигая такую законодательную инициативу сразу после трагических событий в Беслане, президент преподнес это, как ответ террористам. Конечно же, ни о какой адекватности здесь говорить не приходится.
Уместно отметить и то, что после нового порядка формирования губернаторской власти Совет Федерации фактически утратил свою легитимность, связь с народом. Половина его членов – это представители, направленные региональными руководителями, которые, заметьте, сами уже не избираются народом. Тогда кого представляют члены Совета Федерации, из чьих рук они получили полномочия? От кого угодно, но только не от граждан страны, единственного источника власти. Считаю поэтому, что Совет Федерации должен формироваться путем выборов, а нынешний состав до их проведения обязан прекратить работу. Это позволит в значительной мере ослабить коррупцию в российском парламенте. Однако президента Совет Федерации как один из его послушных органов устраивает, тем более что многие “сенаторы” выдвинуты в него по подсказке или по настоянию кремлевской администрации.
В правлении Путина отчетливо прослеживается стремление президента прослыть великим реформатором. Поэтому, видимо, одно “судьбоносное” предложение следует за другим, и общество уже не в состоянии осознать происходящих процессов и движется по инерции, но не по восходящей, а по кругу, с большими провалами вниз. Может, в этом тоже есть смысл путинского правления? Запутать, ошарашить, измотать и подавить тем самым всякую сопротивляемость режиму. Народ уже “зареформировали”. Он стал бояться всяких перемен, в том числе и разумных. Поэтому главной целью В. Путина, как и его предшественника, были не созидательные изменения, не реформа в истинном ее понимании, а власть, ее удержание в своих руках, чтобы не дать ни малейшего шанса кому-нибудь ее перехватить. Конечно, сторонники президента, не уставая, твердят о его стремлении побыстрее уйти от советских, социалистических традиций. Но в советской системе было больше положительного. И от того опыта нельзя отказываться.
Однако постоянному перекраиванию подвергается уже ельцинское, да и собственно путинское творение.
Идет третья волна муниципальной ломки, которая также обречена на провал, но посадит на шею народа многотысячную армию новых чиновников. И не только из-за нереалистичности поставленных целей, а в первую очередь из-за того, что ельцинская Конституция “оборвала” государственную власть на уровне республики, края, области. А ниже, в городе, районе, где живут, работают люди, где реальная экономика, социальная сфера, там разумного и оптимального государственного воздействия нет. А без этого Россия не сможет развиваться.
Изменения госаппарата В. Путин начал с ликвидации уже в первые дни своего правления таких важных, жизненно необходимых федеральных структур, как Министерство по национальным вопросам, двух федеральных Комитетов по делам молодежи и Севера. Однако последующие события в стране, и особенно на Северном Кавказе, массовые безработица и наркомания среди молодежи, распространенность правонарушений в ее среде заставили В. Путина признать ошибочность своего решения. Появилось
Министерство по национальному и региональному развитию, создано Федеральное агентство по делам молодежи и спорту. Но общество уже понесло огромные людские, материальные и моральные потери. Только за последние пять лет из Мурманской области выехало более 106 тысяч жителей. Оголяются северные и восточные территории, богатые природными ресурсами, благодаря которым и живет страна. Поэтому уместно отметить еще одну важную особенность: у В. Путина в силу его неподготовленности и отсутствия стратегического мышления нет глубоко продуманной, взаимоувязанной в основных положениях программы радикального реформирования власти и общества. Даже и после всех лет правления он так и не понял, что вывести экономику из тяжелейшего состояния невозможно без государственного регулирования. Как это делали в США в годы Великой депрессии, чуть раньше в СССР, а затем в Германии, Китае, Японии и других странах. Президент и его команда, опасаясь возрождения советской системы, предпочли ей дикий рынок, криминальную экономику. Конечно, можно и так, авось через несколько десятков лет общество само выйдет на какой-то разумный вариант. Но не слишком ли большую цену мы уже заплатили и еще заплатим за некомпетентность и безответственность путинского правления, ведь балансировать приходится на грани самосохранения… Без мощного государственного сектора в экономике нельзя стабилизировать всю ситуацию на Северном Кавказе и сохранить его в составе России. События последних лет – наглядное тому подтверждение. А как бороться с многомиллионной безработицей, с наркоманией, принявшей чудовищные масштабы, пьянством, детской безнадзорностью? Без создания хорошо отлаженной государственной производственной, лечебной базы, сети учебных и воспитательных учреждений искоренить эти опасные явления не удастся.
Президент и его команда до сих пор находятся в плену ложной догмы, что частная собственность является панацеей от всех бед, что без нее нельзя выстроить нормальные рыночные отношения. В этом они непоколебимы, хотя страну захлестнули массовые злоупотребления и социальные конфликты. Они и дальше продолжают транжирить оставшуюся государственную собственность, вместо того чтобы эффективно ею управлять, организовывать на ее основе надежное производство по решению общенациональных вопросов. Однако надо отметить, что не только не хотят, но и не могут, ибо не знают, как это делать. За доказательствами не надо далеко ходить. Достаточно посмотреть и оценить профессиональный уровень министров, в первую очередь Г. Грефа, советников и помощников президента, руководителей подразделений его аппарата, – и все станет ясно. Приватизация – удобный момент нахождения во власти: ни за что не надо отвечать, достаточно лишь, уподобившись бухгалтерам, считать деньги. Что касается частной собственности. Она, конечно же, имеет право на свое существование. Но и государство не должно стоять на коленях с протянутой рукой и зависеть от нее. А пока приходится констатировать, что государство убежало не только из экономики, но уходит из других традиционных сфер, уступая свое законное место многим отраслевым, финансовым структурам и даже криминальным группировкам. И как следствие этого – на Камчатке из-за дороговизны на хлеб власти вынуждены выдавать пенсионерам льготные талоны. И это после пятнадцатилетнего реформирования страны!
Путинские изменения в отправлении правосудия привели к опасной безответственности судей, серьезной их коррумпированности и разложению всей судебной системы. Это вынужден был признать и президент.
Дальнейшее реформирование Вооруженных Сил обернулось массовым бегством из них военнослужащих: слишком низкой оказалась их социальная защищенность, у гражданских чиновников с этим дело обстоит гораздо лучше. Низкий уровень денежного содержания стал причиной некомплекта 40 тысяч офицеров. Он коснулся всех соединений, в том числе и элитных.
Казалось, совсем недавно, полтора-два года назад, В. Путин перетряхнул МВД и ФСБ страны, ликвидировал налоговую полицию, самостоятельную миграционную службу (опять серьезная ошибка), создал новый федеральный Комитет по контролю за оборотом наркотиков, но желаемого результата не достиг. Сейчас он снова заговорил об очередных перестановках в правоохранительных органах, перераспределении между ними функциональных полномочий и обязанностей.
Весной 2004 года президент под флагом борьбы с бюрократией и сокращением чиновничьего аппарата развернул широкую административную реформу. Пошли “под нож” некоторые министерства, должности заместителей председателя правительства. Но выросло число различных федеральных служб, агентств, количество чиновников. Поэтому на содержание аппарата правительства бюджетных средств на 2006 год выделялось больше в 1,9 раза, чем в предшествующий дореформенный год.
Сама административная реформа во многом дала отрицательный результат. Работа министерств из-за их ломки, реорганизации фактически была блокирована более чем на год, да и сейчас оставляет желать лучшего. В октябре 2005 года В. Путин подписал указ о создании при президенте Совета по реализации приоритетных национальных проектов. Видимо, после административной реформы он окончательно потерял веру в надежность федеральной исполнительной власти, утратил управление происходящими процессами.
С другой стороны, его указ – это очередной реформаторский популизм, как и образование ничтожной, ничего не решающей Общественной палаты, в которой уже замелькали знакомые лица, лояльно-угодливые к президенту. В палате нет и не будет представителей от оппозиции, а без этого она опять декоративное обрамление президентского абсолютизма.
Не хочу быть предвзятым, но В. Путину не удалось решить ни одной сложной задачи, стоящей перед Россией. Заявок на реформы много, но суть одна. Они в силу своей несостоятельности, а в чем-то и незавершенности так и не позволили России вырваться из жестких тисков, выйти на широкую столбовую дорогу в своем развитии. Хотя его сторонники и он сам считают, что страна избавилась от сепаратизма, от задержек по выплатам заработной платы, стабилизировалась политическая ситуация.
Трудно с этим согласиться, а тем более брать в заслугу ликвидацию задолженностей по заработной плате. Все-таки не при крепостном праве живем, хотя и задолженности пока явление не редкое. Болезни общества не лечатся, они загоняются вглубь, смертельно поражая еще живой организм. Вот уже весь Северный Кавказ полыхает огнем. Война из Чеченской Республики перекинулась на соседние регионы. С Кавказа усилился отток русского населения, а Приморье настойчиво осваивают китайцы. Их экспансия грозит отторжением от России всего края. Такая же неблагополучная ситуация складывается в Астраханской области. Очередные столкновения на национальной почве между коренным населением и выходцами с Кавказа, произошедшие в городах Кондопоге, Москве, Самаре, Омске, ряде других мест, со всей очевидностью высветили серьезные провалы в национальной политике, проводимой президентом. Его заигрывание, постоянное потакание, развязывание рук молодому Кадырову, председателю правительства Чеченской Республики, могут привести к новому широкомасштабному конфликту на Северном Кавказе. Но, видимо, В. Путин рассчитывает, что этот конфликт произойдет после его ухода с поста президента, а он останется в истории страны миротворцем.
Общество захлестнула наркомания. По данным МВД РФ и Комитета по наркоконтролю, количество лиц, употребляющих наркотики не в медицинских целях, за последние пять лет увеличилось почти в два раза и достигло шести миллионов человек. Губительной явью стали многие болезни, от которых мы в СССР избавились в начале 70-х годов прошлого века. В стране – семьсот тысяч бездомных сирот. Это в разы больше, чем их было в послевоенные годы.
Невиданных размеров достигло нравственное разложение общества. Оно все больше обнажает свои низменные чувства и инстинкты. И это явление тоже закономерно, коли мерилом человеческих ценностей власть навязала денежный мешок, а главным принципом жизни – обогащение любыми средствами. Героями нашего времени перестали быть учитель и врач, ученый и строитель, те, кто кормит и обогревает страну. Им на смену пришли откровенные бандиты, новые “паханы”, политические и обыкновенные проститутки, во многом развращенный “творческий бомонд”. Проще восстановить экономику страны, построить заводы и дороги, чем вернуть в общество духовность, нравственные устои, такие незаменимые ценности, как совесть, чистота поступков и поведения, сочувствие и соучастие в беде, справедливость. Без них общество, расколотое на экономические группы и индивидуумы, погрязнет в противоречиях и межличностных конфликтах.
В. Путин не смог остановить вал преступности, которая уже оборачивается национальной катастрофой. Человеческая жизнь, здоровье россиян перестали быть ценностью, государственная власть не гарантирует и не обеспечивает главное право человека – право на жизнь. Только умышленных убийств совершается в год свыше тридцати тысяч. Это в два раза больше, чем в Советском Союзе в 60 – 80-е годы. По числу насильственных смертей, включая убийства, самоубийства, гибель от несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортных происшествий, Россия стабильно занимает одно из первых мест в мире. Однако, судя по мерам, которые принимаются в стране по предупреждению такого страшного явления, президента это мало беспокоит. А преступный мир не стоит на месте, он уже решает свои возросшие интересы путем убийства губернаторов, мэров, министров, прокуроров. Он фактически захватил власть во многих городах и селах и управляет ими. Граждане России, руководители хозяйствующих субъектов, потеряв доверие к судам и правоохранительным органам в разрешении конфликтов и споров, обращаются за помощью к криминальным авторитетам. В стране функционирует еще одна квазисудебная ветвь, но уже не государственная, а в виде теневой юстиции. И с этим президент вполне мирится. Тогда чего он стоит сам? Если не знает, как бороться с преступностью, как защитить от нее законопослушных граждан, то почему не признается в этом публично и не покинет занимаемый пост?
Коррупция, как ржа, поразила всю государственную и муниципальную власть. Путинская Россия по продажности своих чиновников занимает 162-е место в мире, находясь в ряду самых неблагополучных государств. В этом прямая вина президента, ибо он не проявил должной политической воли в очищении власти от чудовищного разложения, да и сам не стал образцом чистоты и примером для подражания. Не случайно его указ о порядке подбора кандидатов на должность глав исполнительной власти в народе окрестили бизнес-проектом Кремля.
В. Путин никогда не боролся с коррупцией, в лучшем случае он имитировал борьбу с ней. Причиной тому – его отягощенное прошлое и весьма близкая связь с крупным капиталом.
В 2003 году он обнародовал указ о создании при себе Совета по противодействию коррупции. Его руководителями были назначены председатель Госдумы Г. Селезнев и председатель правительства М. Касьянов, чья репутация как управленца всегда вызывала сомнения. Совет фактически не провел ни одного заседания. Оба сопредседателя в ранее занимавшихся ими должностях стали бывшими, а Совет так и не приступил к работе. Коррупция продолжала процветать, и не только по изложенным обстоятельствам. Она во многом базируется на искаженном порядке формирования руководства президентских, федеральных структур власти и управления по принципу личного знакомства, личной преданности, кумовства и угодливости. Назначение на высокие должности в основном из “питерских” стало оскорбительным для всей остальной России, которая располагает множеством талантливых и мудрых управленцев, способных привнести в федеральный центр опыт, знания об особенностях регионов страны. Но они не “питерские”, их не пускают в большую политику.
В том же 2003 году президент внес в Госдуму законопроект, по которому из Уголовного кодекса исключили понятие “конфискация имущества”, хотя ее применение всегда было самым эффективным средством борьбы с коррупцией. Депутатская фракция “Единая Россия”, не задумываясь, одобрила предложение В. Путина. Взяточники, конечно же, вздохнули с облегчением и произнесли президенту слова благодарности.
2006 год отмечен наибольшей активностью прокуратуры в пресечении казнокрадства, должностных преступлений. Последовало возбуждение серии уголовных дел, начались громкие судебные процессы. Генеральный прокурор В. Устинов публично заявил, что организованная преступность выстроила свою вертикаль, а органы власти погрязли в коррупции. Признание правильное. Им генеральный прокурор дал оценку не только плохой работы правоохранительных органов, но и всему путинскому правлению. В. Устинов воспринял заявления президента об усилении борьбы с коррупцией искренне, как руководство к действию, и поплатился за это должностью. Кремль испугался активности прокуратуры. Испугалась и партия “Единая Россия”, члены которой в основном и привлекаются к уголовной ответственности за взяточничество, а это накануне выборов в Государственную Думу смерти подобно. Новый генпрокурор Ю. Чайка уже не говорит о коррупции как о величайшем зле. В его выступлениях чаще звучат установки на противодействие экстремизму, русскому фашизму и национализму.
Как бороться с коррупцией, если руководители аппарата президента зачастую являются одновременно и руководителями различных советов директоров и правлений в промышленном и банковском бизнесе, словно их туда на откорм направляют? Это опасная смычка власти и капитала. Отсюда проистекают самые серьезные злоупотребления, протежирование и подкуп. Только почему с этим соглашается президент?
В. Путин несет прямую ответственность за то, что при его правлении так и не было создано развитых надежных механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью лиц, находящихся во власти. А внесенный им законопроект о парламентском расследовании, одобренный послушным ему большинством в Федеральном Собрании, практически похоронил последние возможности депутатского контроля за чиновниками во власти. Достаточно отметить, что саму процедуру возбуждения парламентского расследования всегда можно утопить в различных согласованиях между Госдумой и Советом Федерации.
Список потерь, утрат, разрушений и нереализованных возможностей можно продолжать долго. Вывод один – страна не движется вперед. Наоборот, по многим ключевым направлениям она скатывается вниз.
Тяжкие последствия от путинского реформирования уже проявляются сейчас, но в большей мере они дадут о себе знать, больно ударив по российскому обществу, в ближайшее время. Уже не отрицая этого, президентская рать и доверчивый обыватель во всех просчетах и бедах стали обвинять всякого ранга несостоятельных управленцев, в том числе министров и все правительство. В этом ключе работают карауловы, сванидзе, познеры, леонтьевы, весь прокремлевский пропагандистский аппарат.
Но кто в этом виноват? В первую очередь – президент, ибо он назначает министров, непосредственно руководит всеми силовыми структурами, спецслужбами, Минфином, Министерством экономики, МИДом. С него и спрос, коли нет команды единомышленников-созидателей. Вместо них – временщики, для которых Россия – полигон приложения своих сил в первую очередь для личного обогащения.
2006 год, мирный год, стал самым насыщенным по катастрофам в Вооруженных Силах. Пожар на атомной подводной лодке Северного флота унес жизни двух моряков и причинил огромный материальный ущерб. Потерпел аварию вертолет Северо-Кавказского военного округа, в результате которого погибли три генерала, шесть полковников и ряд других офицеров. Произошла катастрофа с семью воздушными судами ВВС – погибли люди, утеряна дорогостоящая военная техника. Не говорю уже о фактах массовой гибели военнослужащих по иным причинам. И все это происходит на шестом году управления Министерством обороны С. Ивановым. Для многих очевидно, что в совокупности с другими фактами продолжающегося разложения армии и флота у президента, Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России, были и есть все основания отправить министра обороны, филолога по образованию, в отставку. Но этого не произошло. Президент взял его под защиту и фактически согласился с подрывом обороны страны.
После долгих раздумий прихожу к печальному выводу, что В. Путин, исходя из собственной неподготовленности в деле управления государством, просто не может предъявить должных требований к подчиненным, ибо сам не знает, как и за что с них спрашивать.
В. Путин явно не справляется и с огромным объемом конституционных полномочий и тех, что он взял на себя дополнительно. И не только по своей неподготовленности к верховной власти. Их слишком много для одного лица.
В этой ситуации формирование судебной власти, прокурорского надзора и контроля за ними следовало бы возложить на Федеральное Собрание, создать полноценное и ответственное за состояние дел в России правительство. Но президент по поводу этого не проронил ни слова.
Теперь осталось ответить на самый последний вопрос: в чем же причина высокого рейтинга президента и высок ли он на самом деле?
В. Путин без всякой застенчивости пользуется добротой и терпеливостью народа, играет на самых искренних чувствах людей, нещадно эксплуатируя мощный пропагандистский ресурс, особенно телевизионный. Каждый день на экране можно увидеть хорошо срежиссированные встречи президента с министрами. А вот он же – в кабине истребителя, стратегического бомбардировщика, а чуть раньше – на подводной лодке или управляет железнодорожным локомотивом, хотя управлять надо государством. А дальше президент – за рулем легкового автомобиля, который в качестве подарка доставил в село пенсионерам. Обнимает ветеранов войны и тут же вместе с “Единой Россией” пытается снять со Знамени Победы историческую символику – серп и молот.
Мало В. Путина – теперь на экранах и его собака, нельзя же отставать от американского президента.
В. Путин – популист, и таковым ему нравится быть. Поэтому провальные результаты в экономике, социальной сфере, в государственном строительстве его команда, придворные и хорошо прикормленные телевизионщики без стыда ретушируют его “мельканием” на экране, убивая в президенте, может быть, последние капли совести и самокритичности. Уберите президента с телевидения, и народ быстро забудет о нем, ибо добрых больших дел от него он так и не дождался.
В. Путин во внешней и внутренней политике во многом повторил своего предшественника. Уже ясно: он оставит после себя тяжелое наследие, которое, несомненно, будет отягощено очередным его преемником на президентский пост. Говорю об этом с тревогой и болью, ибо в России не было и нет честных выборов. В условиях массовой фальсификации, злоупотреблений властью выборы очередного президента из числа преемников будут обеспечены, даже если он самый отвратительный и никчемный.
Благополучие страны нельзя ставить в зависимость от удачного или неудачного избрания главы государства, от его прихоти и интеллектуальных способностей, его властолюбивого окружения. В России назрела конституционная реформа, сутью которой должно стать широкое народное представительство в органах власти, возвращение страны к парламентскому управлению и упразднение поста президента.
Навигация
Перейти к полной версии