Кижский музей — из местечковой культуры в мировую, или??? По средствам массовой информации прошло обсуждение проблемы снижения посещаемости и доходности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». По болезни я не смог принять участие в обсуждении, но надеюсь: мои соображения пригодятся.
Министр культуры России Владимир Мединский в газете «Невское время» от 26 февраля 2013 года заявил: «Если возьмём груду камней под названием Стоунхендж (памятник неолита в Англии), то там бывает три миллиона человек в год...»
Затем последовала информация о том, что посещаемость музея «Кижи» имеет тенденцию снижения с 200 тысяч человек в год до 160-140 тысяч. Известно, что музей «Кижи» находится между Соловецким и Валаамским монастырями в непосредственной близости от пятитысячелетних памятников древности - сейдов, лабиринтов, наскальных рисунков, недалеко от мраморных каменоломен, металло-рудников, известнейшей стройки социализма — Беломоро-Балтийского канала, то есть обладает мощным информационно-экспозиционным потенциалом для гораздо большей посещаемости, чем достигнута работой коллектива музея. Министр культуры России сделал оргвыводы: освободил от должности директора музея «Кижи» Э. Аверьянову, как не обеспечившую роста посещаемости и доходности музея, и назначил на её место А. Нелидова, недавно снятого с должности губернатора Карелии, пообещавшего увеличить посещаемость и доходность музея развитием инфраструктуры музея.
Когда оргвыводы министра стали известны в Карелии, несколько сотен петрозаводчан развернули протестное движение против приказа Мединского. Интересно, что в Петрозаводске лишались работы и зарплаты тысячи заводских специалистов тракторостроения, судостроения, станкостроения, других производств, педагоги профессиональных училищ и всё происходило тихо... А тут объяснённая министром замена одного чиновника на другого... И такие страсти...
Но вот что примечательно: никто из протестантов не давал оценки результатам работы музея «Кижи», не предлагал мер по улучшению его работы. Вокруг фамилий директоров - бывшего и нового - шли оценочные споры и предположения... Да ещё звучали мнения...
Первое-все музеи изначально убыточны ввиду их предназначения как учреждений для сохранения исторических вещей и их исследования. А потому разговор о доходности музеев не уместен. И, следовательно, Э. Аверьянова была достойным директором и освобождена от должности несправедливо!
Второе-любое устремление к получению дохода разрушает в музее атмосферу познания, ведёт к его уничтожению. А потому назначение Нелидова директором музея «Кижи» и реализация его обещаний погубят музей. И действительно: вспомним интермедию А. Райкина «В греческом зале, в греческом зале», представим себе азартных охотников и рыболовов с промысловой оснасткой, или-ещё хуже-налитых пивом туристов на кижских тропах... И позиция противников комерциализации музеев кажется убедительной.
По поводу получения прибыли и дохода по методу Мединского-Нелидова весьма убедительно около 100 лет тому назад выссказался великий капиталист Рокфеллер. Вот его рассуждения...
«
Предприниматель, ставящий своей целью только обогащение, ничего в жизни не добьётся. Большинство самых крупных достояний предпринимательства есть результат целесообразных усилий по удовлетворению социально-экономических нужд людей и потому уже «обречённых» на доходность. Предприниматель, теряющий из поля зрения эту цель, подменяющий её корыстью, не может иметь успеха... Не следует начинать бизнес, не изучив его особенностей и не представив себе конечного результата деятельности. Но увидев желанную цель, следует идти к ней прямо, соблюдая необходимую осторожность, смело глядя правде в глаза, действуя энергично и методично. При неудаче нужно держаться мужественно. Необходимо сохранять трудолюбие и упорство в изучении и совершенствовании своего дела.
В коммерции очень важны точность и аккуратность ведения бухгалтерских книг, являющихся источником знания о причинах успеха или неуспеха, позволяющих не впадать в эйфорию или самообман, постоянно сохранять связь разума коммерсанта с пульсом его дела.»
Обратим внимание на слова Рокфеллера - «целесообразные усилия по удовлетворению социально-экономических нужд людей и, уже потому, обречённых на доходность»... И с позиции этого выссказывания оценим содержательность просветительской работы музея «Кижи».
Музей - в переводе с греческого это храм муз. Музы — это богини-покровительницы наук, поэзии и искусств, продукцией которых является осмысление реальности, выведение законов успешного общественного и государственного развития. Чем глубокомысленней и обширнее информация выдаваемая музеем посетителям, чем ближе она к размышлениям людей о благоустройстве собственной жизни — тем музей признаётся полезнее, тем он посещаемее, тем его продукция прибыльней и широко расходится по миру.
Сегодняшний турист через телевидение и интернет тесно привязан к текущим событиям международной политики. Он хочет понимать законы их развития, предвидеть их ход, грамотно на них реагировать. Современный турист знает, что законы развития государств вечны... И потому изучение истории, посещение музеев — это важный путь гражданина к грамотному сохранению своего благосостояния. Посмотрим: насколько с этих позиций музей «Кижи» даёт гражданам полезную информацию...
Петрозаводск... Есть ли на карте России другое столь же насыщеное содержанием географическое наименование. Первая половина слова Петрозаводск говорит об эпохе строительства города — Петровской, вторая о цели его строительства - создании завода. Наименование Петрозаводск — готовая и размещённая на географической карте реклама всем историко-музейным учреждениям нашего города.
Петровские заводы... Они дали России инструменты (лопаты, топоры, ломы, кирки), оружие (клинки, ружья, пистолеты, пушки, боеприпасы) и металлическую корабельную оснастку (якоря, камбузные котлы, крепёж) в таком количестве, которым недавно ещё слабая Россия в противоборстве с сильнейшим западно-европейским государством Швецией вышла победителем и приобрела авторитет мировой державы. Чтобы почувствовать значимость карельской металлургии, вспомним, что в Петрозаводской слободе производилось до 7.200 ружей, до 3.000 пистолетов, до 3.000 клинков в год, что за пять лет своей деятельности карельские заводы (статистически) обеспечили оружием 42 тысячи русских воинов, победивших в Полтавском сражении. Сухопутные и морские победы Пётра Первого произвели в Европе такой политический переворот, стратегия и тактика которого ещё многие века будут волновать умы мыслящих людей.
Заметим, что в строительстве и обеспечении деятельности металлургических заводов и судостроительных верфей, наборе рекрутов на флот и в армию важнейшая роль принадлежала карельскому крестьянству. Это оно на огромных площадях готовило для заводов уголь и руду, это оно транспортировало сырьё и готовую продукцию к местам её использования, это оно строило конструкции оборудования и производственные помещения. Некоторые деревни Карелии за годы Петровской эпохи опустели на 80 процентов. Их жители стали рабочими заводов и верфей, моряками и солдатами. Музей «Кижи» мог бы рассказывать миру о том, как крестьянская Карелия стала кузницей и флотской мастерской России, как она участвовала в возвращении России на Азовское, Балтийское и Чёрное моря, как строительством ББК сделала возможным создание Северного флота СССР. И этой работой не только раасказывать туристам о сути методов создания мощного государства , но и внушать мысли, что методы возрождения российской мощи повторимы...
Ну, а что в действительности узнаёт турист в музее «Кижи»? История кижских церквей, построенных в Петровскую эпоху, вырвана из контекста петровской созидательно-воинственной эпохи. Вся кижская экспозиция — это крестьянский быт. И таких экспозиций на северо-западе Европы много. Рассказы о безгвоздевых срубах не остаются в памяти туристов потому, что раз кижское чудо не повторяли 300 лет, то особой нужды повторить его не будет. Об участии крестьян в обеспечении деятельности заводов в музее «Кижи» и в Краеведческом музее тоже полное молчание... И смотрит турист на деревянные суковатые орудия труда и предметы крестьянского быта и, естественно, ему скучно и непонятно: зачем его сюда завлекли. А отсюда снижение посещаемости музея и его доходности.
Кижские церкви могут стать интересны туристу только как символ Великой эпохи возмужания России, как свидетельство достижения населением Карелии в эпоху Петра Великого высокой технической культуры в производстве инструмента, оружия, корабельной оснастки и строительстве, как олицетворение успеха в методах просвещения, обучения, изобретательства и организации труда населения. Музей «Кижи», только став иллюстрацией Петровской эпохи в истории Карелии, может стать музеем, достойным внимания широкого круга туристов. Петровскую эпоху Карелии можно достойно популяризировать только комплексной работой всех историко-культурных учреждений Карелии. Поэтому можно предположить, что бывшего губернатора Карелии Нелидова назначили директором музея «Кижи» для присоединения с работе специалистов музея «Кижи» интеллектуальных усилий историков Краеведческого музея, Петрозаводского университета, Карельского отделения Российской Академии Наук, многочисленных экскурсионных бюро, а также для согласования экономических интересов музея с интересами предприятий водного и сухопутного транспорта, для создания предприятий, которые бы оформили в музейную экспозицию былое гидротехническое хозяйство на реке Лососинка. Объединение всех историко-музейных учреждений в единый организм по обслуживанию интересов туристов — вот перспективное направление работы для бывшего губернатора Карелии. Но в условиях алчности к доходам, охватывающей руководителей всевозможных учреждений и частных предпринимателей, их сотрудничество во имя общего успеха маловероятно. И тем не менее создание мирового интереса туризма к Карелии кроме как через коллективизм работы историко-музейных учреждений Карелии не создать. И в этом направлении следует предпринимать усилия. Пожелаем на этом пути успеха новому директору музея «Кижи» А. Нелидову.
Думалось, что на этом мои соображения закончатся, но возник вопрос: по недомыслию или сознательно в музее «Кижи» и Национальном краеведческом музее упущена тема связи быта карельского крестьянства с развитием заводского производства? Если бы эта тема была отражена в экспозициях, мыслящий турист понимал бы, что 300 лет истории славного участия Карелии в истории России — это история развития её металлообработки. И что утраты Карелией в последние 20 лет развитого машиностроения - это начало её погружения в средневековье по вине (или алчному умыслу) некомпетентных собственников и управленцев. Для мыслящего туриста эта информация представляла бы познавательный интерес... Но историки спрятали эту информацию, «подправив» историческую науку в интересах управленцев Карелии. Сделано это из желания угодить политикам или по их прямому указанию - результат будет один: такая наука мыслящим людям не нужна, а значит посещаемость и доходность историко-музейных учреждений Карелии будет снижаться.
Кижские церкви и их ровесники. - Петрозаводские туристы в музее «Кижи»
- Петербургский Центральный военно-морской музей-якорь Петровского завода 1723 г.
- Петерб. Центр. военно-морской музей- Ружьё и мушкетон Петровского завода 1709 г.
- Кремлёвская оружейная палата-клинки 1710, 1711,1712 г. Петр. Звд. для имп.Петра 1.
- Заонежская деревня Фоймогуба — шахтная выработка медной руды.
- Петерб. Музей артиллерии- пушка 1717 г. Лафет замысла Петра Первого. Петр. Звд.
- Петропавловская крепость — батарея пушек Петровского завода 1711-1719 г.
- Эскиз деревянных конструкций кузнечного цеха.
- Эскиз деревянных конструкций якорного цеха
- Эскиз деревянных конструкций цеха изготовления мелких деталей оружия.
- Мемориальная надпись посвящённая 300-летию создания Петербурга и Петровских заводов в Карелии.
Заводским плотникам после изготовления сложнейшего деревянного заводского оборудования по эскизам 8,9,10 в период его обледенения зимой не стоило больших трудов приехать в Кижи и построить Преображенскую церковь.
Валерий Савельев, бывший директор музея ОТЗ