Пока есть капитализм, не увидит мира мирБуржуазные идеологи и пропаганда изо всех сил пытаются сегодня доказать, что в силу развития новых международных и внутренних общественных отношений, войны между странами перестают быть неизбежными. Мол, США, как глобальный "гарант мира", стали настолько сильны и так подчинили себе другие страны, что способны не позволить им воевать друг с другом. Ссылаются на мощное всемирное движение за мир, а также на отсутствие коммунистического лагеря, от которого будто бы и исходила главная опасность для мира. Однако они явно выдают желаемое за действительное и сознательно вводят человеческое сообщество в заблуждение. Рассматривая лишь внешние и мелькающие на поверхности явления, они не хотят видеть тех глубинных сил, которые определяют ход событий. Объяснение такой близорукости и тенденциозности в том, что силы эти называются -
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Да, внешне сейчас все как будто обстоит благополучно - мировой жандарм на страже, иерархия господствующих стран выстроена по экономической силе, а народы мира, особенно после поражения социализма в СССР, пребывают в покорности. Но... все это лишь с виду, поскольку при всей внешней благопристойности сохраняется капитализм, следовательно, остаются в силе причины и объективно присущие капитализму факторы, которые порождают войны, конфликты, всеобщую напряженность. И пока они сохраняют силу, мира мир не увидит. Эти факторы свойственны капитализму, они порождаются капитализмом, они суть капитализма. Вот основные:
- наличие эксплуатации одних людей другими, которая порождает деление общества на
антагонистические классы, социальное неравенство людей, несправедливость в отношениях между ними;
- капитал всегда нацелен на агрессию, ибо он всегда стремится к господству;
- сырье и рынки сбыта продукции капитал не делит, он их завоевывает - насилием, шантажом, обманом и т.п.;
- конкуренция и рыночная анархия - внутренняя и международная - заставляют капитал искать пути всяческого удушения конкурентов;
- неравномерность и скачкообразность развития при капитализме неизбежны - и для отдельных предприятий, и для целых государств, что непременно ведет ко все новым и новым переделам установившихся было порядков, к насильственному переходу имущества от одних владельцев к другим, в соответствии с вновь возникшим соотношением сил;
- война и милитаризация экономики исключительно прибыльны для капиталистов.
Каждый из этих факторов не пустая декларация, а есть объективное качество капитализма. Взять хотя бы последний, который, ввиду его особой важности, Сталин даже выделил в отдельный элемент основного экономического закона капитализма. Вот классический пример из нашей истории. Героическая Севастопольская оборона периода Крымской войны вошла в историю не только именами адмирала Нахимова, хирурга Николая Пирогова, артиллерийского офицера Льва Толстого, но и именем некоего ловкого приказчика, который занимался продажами скота, поставкой леса и сахара для воюющей армии. Приказчик тогда фантастически разбогател. Это был Артемий Яковлевич Терещенко - основатель известного и восславляемого ныне рода украинских сахарозаводчиков. Сегодня такие же терещенки сходятся в смертельной схватке за военные заказы. И нет такого преступления, на которое они не рискнули бы ради баснословных сверхприбылей на крови. Поэтому
война для капитализма не случайность, но неизбежная форма капиталистической жизни, которая столь же законна, как и мир. Без учета этих факторов, учета их агрессивной составляющей полноценно разобраться в нынешнем состоянии и последующем развитии человеческого общества попросту невозможно. Именно они определяют и внутреннюю, и внешнюю политику любого капиталистического государства. Даже тех, которые, якобы "дружественно", объединились в Единой Европе. Для всякого непредвзятого аналитика ясно, что их объединение вызвано не добровольным желанием капиталистов этих стран создать некий союз равноправных народов, а является вынужденной необходимостью совместного противостояния более могущественным капиталистам США. Это вызов мировой экспансии США и стремление противостоять их диктату.
Сейчас мир поделен в строгом соответствии с определившимся соотношением сил, в нем установлены рамки и зоны влияния, определены рынки и иерархия грабежа. Но ни для кого не секрет, что при внешнем "благополучии" и "спокойствии" монополии США бесцеремонно норовят вывести из строя своих конкурентов, захватить зарубежные рынки, мировые ресурсы сырья и дешевой рабочей силы, достичь мирового господства. Под видом борьбы с терроризмом они устанавливают и укрепляют свой мировой порядок. То есть ведут настоящую империалистическую войну со всем миром. С другой стороны, неправильно думать, что нынешнее положение стабильно и вечно, что капиталисты других стран смиренно терпят единоличное правление США, которое готовит крушение для их прибылей. Несмотря на внешнее "спокойствие", одновременно в глубине действуют и противостоящие США, стремящиеся к самостоятельному положению и собственным высоким дивидендам силы. Евросоюз (ЕС) - одно из непосредственных проявлений их активности, а введение евровалюты - прямой вызов долларовому монополизму США. Как видим, существующий при капитализме мир по сути является лишь перемирием, лишь перерывом между войнами, лишь периодом накопления сил и подготовки к новым битвам.
В то же время приведенные факторы, безусловно, являются предпосылками и для войн внутренних, войн внутриобщественных. Они объективно порождают и не могут не порождать всеобщее противоборство в обществе, сплошь и рядом переходящее в открытые и кровопролитные столкновения. Наглядным подтверждением тому наша нынешняя капитализированная жизнь, непременным атрибутом и спутником которой стали беспрестанная социальная, политическая, экономическая, межнациональная напряженность и всевозможные конфликты. Ведь сегодня даже подготовка к любым праздникам напоминает больше подготовку войсковой операции, а информация о ходе празднования звучит как когда-то сводка информбюро с полей войны. Борьба за простой кусок хлеба, за жилье и рабочее место наравне с борьбой за рынки сбыта, выгодное место производства, сырье, дешевую рабочую силу и т.п. - все в условиях капитализма не только завоевывается, но и нуждается в постоянном силовом обосновании и утверждении. Тому подтверждением - массовые протестные выступления трудящихся по всей стране, забастовки, голодовки (со смертями!), блокирование работы предприятий, перекрытия коммуникаций и другие акции, являющиеся на деле боевыми операциями трудового народа против закабалившей их системы капитализма. Все это есть акты и элементы войны. Классовой войны, которая без всяких оговорок является гражданской войной. Пусть не всегда кровопролитной, но от того не менее жестокой, бескомпромиссной, смертельной.
А бои между самими капиталистами-конкурентами, которые после лицемерных слащавых улыбок на светских раутах беспощадно отстреливают друг друга, разве не могут быть признаны войной? Не говоря уже о кровавых разборках между целыми монополиями или всякими иными кланами. Нынешнее дело "Юкоса" и есть самая доподлинная межмонополистическая разборка, именно тот передел и насильственная смена владельцев, о котором говорилось выше. Или мелкие владельцы, составляющие фундамент капитализма и являющиеся вожделенным для буржуазной идеологии средним классом. Сейчас они фактически являются заложниками большого бизнеса, а все их "свободное" предпринимательство и конкуренция сведены к войне между собой, но уже не за покупателя, как было ранее, а за подачку монополий. Ибо в наше время они стали лишь компонентом монополистической собственности, и их былая реальная независимость превратилась в пустую формальность. Во всем этом суть капиталистических отношений, которые есть фактически всеобщая и всеохватывающая война - война за жизнь, война за само существование человека, война всех против всех и каждого против каждого. Война экономическая, война политическая, война межнациональная, война религиозная и т.д. Здесь нельзя не отметить, что начиная с 1989 года общее количество беженцев, а это свойственно как раз военным временам, достигло 9 млн человек (для сравнения напомним, что в СССР между 1936 и 1952 годами было депортировано 3 млн человек).
Общее состояние войны характерно не только для нашей и, якобы, отсталой страны, в чем нас пытается убеждать буржуазная пропаганда, но и для всего "цивилизованного" мира. Сегодня даже встречи-саммиты президентов и всяких иных руководителей капитала проводятся под прикрытием танков и противовоздушной обороны. Они говорят, что защищаются от террористов. Лукавая ложь. Это тоже есть прямое следствие и проявление глубинной внутренней враждебности капиталистических отношений. Исключительно образно, емко и верно их суть сформулирована поэтом-коммунистом из Тольятти Александром Воронцовым:
"От каждого - сколько вырвут, каждому - сколько урвет!". И отсюда понятно, что мирными такие условия быть не могут.
Один из самых известных мыслителей в области философии войн Клаузевиц определил, что
"война есть продолжение политики иными средствами". Ленин дополнил данное определение:
"Всякая война нераздельно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает". Если исходить из этих положений, то непременно приходишь к выводу, что и всякий строй, который рождает войну, сам есть по сути война. Ибо мир рождать войну не может. То есть любая внешняя война есть просто переросшая государственные рамки война внутренняя, есть продолжение войны гражданской. И если сейчас буржуазная пропаганда выставляет США как пример внутренней стабильности, надежности и мира, то она откровенно лжет. Так как именно всеобщая - монополий за прибыли, а масс людей за выживание - война привела США в Афганистан и в Ирак, ведет их в бой за мировое господство. Но не какое-то стремление утвердить в мире мир. Они развязывают внешние войны с целью поддержать свою внутреннюю экономику, обеспечить экономическое процветание своей стране и тем смягчить (не устранить!) накал внутренней войны, войны капитала против собственного народа.
В то же время оговоримся, что коммунисты рассматривают любую войну с точки зрения: какую политику данная война продолжает, какие классы ее ведут и во имя чего.
"Есть война - авантюра, удовлетворяющая интересы династии, аппетиты грабительской шайки, цели героев капиталистической наживы. Есть война - и это единственная законная война в капиталистическом обществе - против угнетателей и поработителей народа. Только утописты или филистеры могут принципиально осуждать такую войну". (Ленин, "Революционная армия и революционное правительство"). То есть, если война является продолжением политики революции, политики свержения эксплуататоров, она, безусловно, справедлива, законна и не может быть осуждаема. Но тут же видим, что и любая справедливая война тоже есть следствие несправедливости капитализма, есть его порождение.
Надо отметить, что с развитием капитализма, с развитием монополий степень и масштабы враждебности и агрессивности внутри капиталистического общества нарастают. С ними нарастает напряжение противоборства и опасность его перерастания в открытые конфликты и войны. Вызвано это тем, что нынешний капитализм все шире, глубже, полнее втягивает в междоусобную войну за жизнь каждого члена общества, каждого человека. Никому и нигде сегодня нельзя укрыться, уклониться, обособиться от его гнета и произвола. Ему мало того, что сам по себе полуголодный уровень жизни масс есть коренное, неизбежное условие и предпосылка капиталистического способа производства, за счет чего собственно и осуществляется "законное" обогащение капиталистов. Вся современная капиталистическая система сооружена таким образом, чтобы не организовать всестороннее обеспечение жизни людей, а помочь капиталу обобрать каждого человека до нитки, выжать из него буквально все что возможно. Капитализм не выпустит свою жертву до тех пор, пока не выпотрошит ее полностью. Безжалостно и без остатка, не считаясь ни с какими человеческими и моральными нормами. С другой стороны, и отдельному человеку невозможно уклониться от соучастия в порождаемой этим способом круговой вакханалии всеобщего разбоя.
Когда массы людей вынуждены, забывая про свое человеческое достоинство, сходиться в беспощадной схватке друг с другом за личное благополучие, вырывать друг у друга те крохи, которые достаются от "щедрот" хозяев. И все это не от какой-то особой злобности людей, а от злобности той системы общественных отношений, которую устанавливает в обществе капитализм. Системы, которая превратила все общество, весь мир в поле битвы, поле войны. А потому -
неизбежность всяких войн - и внешних, и внутренних, будет уничтожена только вместе с уничтожением такого порядка жизни, вместе с уничтожением капитализма вообще.
Не случайно всеохватывающая ненависть, войны, терроризм и всевозможные конфликты ворвались в нашу жизнь, заполонили ее. Это естественные плоды восстановленного у нас капитализма. "Реформаторы", возродившие капитализм, а с ним социальное неравенство и несправедливость в отношениях между людьми и народами, загнавшие и продолжающие гнать народы нашей великой страны в дикость, мракобесие, варварство, создали те условия, которые привели и к классовым боям, и к постоянной напряженности в обществе. Коммунисты обязаны организовывать активное сопротивление такому положению. Не смотреть безучастно, как проходимцы, негодяи, попы и муллы тащат массы за собой, а решительно доказывать этим массам, что сегодня судьбы прогресса и самой жизни могут и должны решать только они сами, что решение всех современных общественных проблем заключено единственно в замене капиталистических отношений отношениями социалистическими.
Необходимо доказывать, что войны рождает буржуазия, буржуазия их и ведет. Кровью своих народов, но всегда в собственных интересах. На крови войн создается не благополучие людей, а приумножаются богатства буржуазных кланов - будь то российские, украинские, всякие другие. Необходимо доказывать, что мир, спокойствие и стабильность восторжествуют среди людей лишь после уничтожения капитализма.
Коммунисты должны привести трудящиеся массы к пониманию необходимости глобального переворота всего общественного порядка, а не его прилизывания. Только социалистические отношения способны обеспечить людям мир, согласие, дружбу, взаимопомощь. Социализм в СССР блестяще доказал, что народы могут жить так, и жизнь требует, чтобы народы жили так.
В. Новак, Львов