Автор Тема: СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО МОНАРХА  (Прочитано 749 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
СТАНОВЛЕНИЕ   РОССИЙСКОГО  МОНАРХА

Семнадцатого апреля 1818 года 201 пушечный залп оповестил Первопрестольную российскую столицу о рождении у Великого князя Николая Павловича и его супруги  Великой княгини Александры Фёдоровны сына-первенца. Первыми будущего императора Александра II увидели стены архиерейского дома старинного Чудова монастыря в кремле.
Вот что писала сама Великая княгиня в своих воспоминаниях: "В 11 часов я  услышала первый крик моего первого ребёнка. Ники целовал меня, заливаясь слезами, и вместе мы возблагодарили Господа Бога".
Известный русский поэт В.А. Жуковский, позже назначенный воспитателем царственного отрока, приветствовал его пророческими и, вместе с тем, назидательными стихами, где, в частности, есть строки:
Жить для веков в величии народном,
Для блага ВСЕХ - СВОЁ позабывать!
Лишь в голосе Отечества свободном
С смирением дела свои читать!
Заботы о первоначальном воспитании Великого князя взяла на себя бабушка Мария Фёдоровна, у которой в Павловске семья сына проводила летние месяцы. Старшей воспитательницей была назначена Ю.Ф. Баранова, которую в 1824 году, когда Александру минуло шесть лет, сменил капитан Мёрдер - боевой офицер, способный педагог, до этого служивший дежурным офицером в кадетском корпусе. Считалось, что  мальчику нужна твёрдая мужская рука! Эта традиция повелась на Руси со времён киевских князей. По сути, с этого времени начиналось военное воспитание будущего царя. Уже на следующий день после назначения Мёрдера, воспитанник с воспитателем присутствовали на учениях гвардейского корпуса. Император Александр I, увидев их, обратился к Мёрдеру: "Здравствуй, брат Мёрдер! Ты с молодцом уже здесь! Он, я думаю, охотник до всего военного!" Царь не ошибался. Как и все дворяне,  мужчины царствующего дома почётнее всякой другой считали службу военную! Родину защищать – во все времена было самым престижным делом русского человека.
В конце июля 1826 года юный Александр с отцом прибыл в Москву. По этому случаю 30-го состоялся большой парад. Для Великого князя он был первым, в котором он лично принимал участие. Восьмилетний корнет лихо проскакал мимо Государя на правом фланге взвода лейб-гусар, умело сделал заезд и уверенно остановил своего коня, примкнув к свите. Присутствующие были очарованы. При этом император сказал, обращаясь к окружению: "Я, конечно, испытываю чувство тревоги и беспокойства за дорогого мне ребёнка. Но пусть он  подвергается опасности, которая вырабатывает в нем характер и с малолетства приучит стать, кем следует".
Вступив на престол, Николай I назначает наставником Великого князя поэта В.А. Жуковского. Новый наставник представил на утверждение Государю свой знаменитый "План учения", подобрал библиотеку и распределил  всё время царевича в учебные и не учебные дни, т.е. определил распорядок дня.  Большие праздники Василий Андреевич сократил, а летние каникулы назначил с половины июня по первое августа. Причём это время посвящалось практическому изучению военного дела. 
По воле императора обучение совместно с Наследником проходили два его сверстника: граф Иосиф Виельгорский и Александр Паткуль. Оба жили в Зимнем дворце.
Рабочий день начинался рано. В шесть часов дети вставали, молились, завтракали. В семь часов начинались и в полдень заканчивались классные занятия. С девяти до десяти предусматривался перерыв на отдых. За классными занятиями следовала двухчасовая прогулка на воздухе затем обед, после которого дети до семнадцати часов гуляли, играли, отдыхали. С семнадцати до девятнадцати снова были классные занятия. Затем час гимнастики и подвижных игр. В двадцать часов по распорядку был ужин. Время после ужина отводилось на подведение итогов прошедшего дня и ведение дневников. В двадцать два часа дети ложились спать. В праздничные дни классные занятия заменялись чтением указанной учителями литературы, физическим трудом и гимнастикой. Для приучения к самостоятельности и приобщения к физическому труду Жуковским была разработана специальная программа, и вблизи Александровского дворца в Царском Селе был оборудован Детский остров – дворянская усадьба в миниатюре. В домике, сохранившемся и по ныне, и на территории острова дети самостоятельно поддерживали порядок, устраивали цветочные клумбы, ухаживали за растениями. Гимнастический зал был в находящейся рядом Белой башне.
Русский язык, начала физики и химии преподавал сам Жуковский. Французский язык – Жилль; немецкий – Эртель; английский – Альфри; арифметику – академик Коллинс; Закон Божий – доктор Богословия Павский; польский язык – капитан артиллерии Юрьевич. Он же, будучи помощником Мёрдера,  обучал детей гимнастике. Обязанности главного воспитателя Наследника были возложены на генерал-лейтенанта П.П. Ушакова.
В 1827 году Наследник был зачислен в списки кадет Первого кадетского корпуса, а через два года он проходил лагерный сбор в их рядах, исполняя должность унтер-офицера (сержанта). Некоторое время Наследник обучался в Михайловском артиллерийском училище, где постигал боевую работу номеров орудийного расчёта.
В соответствии с "Планом учения" дважды в год Наследник с товарищами сдавал  экзамены: полугодовые - в начале июля и годовые – в январе. Мёрдер в своём дневнике отмечал, что царевич учился прилежно, держал себя скромно "воодушевлённый желанием сделать удовольствие своим родителям". Император после экзамена 1829 года поблагодарил Жуковского такими словами: "Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне моём таких успехов. Покойная матушка писала мне об этом, но я, зная её любовь к нему, полагал, что она была слишком снисходительна. Всё у него идёт ровно, всё, что он знает – знает хорошо, благодаря Вашей методе и ревности учителей. Примите мою искреннюю благодарность". 
Начиная с 1829 года, физику стал преподавать академик Триниус, химию – Кеммерер, всеобщую историю на французском языке – Липман, русскую историю – Жуковский. По мере взросления Наследник обнаруживал всё большее усердие, способности и высокие моральные качества. На флаге, поднятом над Детским островом, он собственноручно изобразил скалу, омываемую водой, муравья и якорь. Надпись гласила: "Постоянство, деятельность и надежда".  Этим девизом Александр II руководствовался всю жизнь.
Досуг Цесаревича заполняли развлечения принятые в то время. По совету Жуковского он вместе с сёстрами издавал детский журнал "Муравейник", посещал промышленные и художественные выставки, знакомился со святынями и достопримечательностями Санкт-Петербурга и Москвы, осматривал воспитательные учреждения. На Рождественские праздники во дворце устраивались ёлка, танцы, игры, катания с гор. Царские дети веселились вместе с детьми придворных, гвардейских офицеров и кадетов петербургских корпусов.
С 1833 года, когда Наследнику исполнилось пятнадцать лет, ему стали преподавать чисто военные науки, такие как фортификация и артиллерия.
Обладая мягким и отзывчивым сердцем, Александр глубоко переживал вынужденную разлуку с Мёрдером, который по болезни выехал за границу. "Это первое несчастье, которое я испытал в жизни моей!" – писал он любимому наставнику. Он долго и безутешно рыдал, узнав о смерти Мёрдера. Интересен отзыв Жуковского о Мёрдере:
"Десять лет, проведенные им при Великом князе, конечно, оставили глубокие следы на душе его воспитанника; но в данном им воспитании не было ничего искусственного: вся тайна состояла в благодетельном, тихом, но беспрестанном действие прекрасной души его. Его питомец был любим нежно, жил под святым влиянием прямодушия, честности, благородства; он окружён был порядком; он слышал один голос правды, видел одно бескорыстие, - могла ли душа его не сохраниться свежею и непорочною, могла ли не полюбить добра, могла ли в тоже время не приобрести и уважения к человечеству, столь необходимого для всякой жизни, особливо в жизни на троне!?"
Уместно заметить, что в память о любимых наставниках Александра II на Детском острове были установлены бюсты Жуковского и Мёрдера, которые находились там вплоть до начала Великой отечественной войны 1941 –1945гг.
Семнадцатого апреля 1834 года Цесаревичу исполнилось шестнадцать лет. Он достиг совершеннолетия и должен был принять присягу на верность Государю и Отечеству. Подготовить Наследника к этому важному событию, было поручено известному государственному деятелю Сперанскому.
Двадцать второго апреля 1834 года Александр Николаевич торжественно принёс присягу. Этот пышно обставленный акт завершился манифестом Государя, в котором он приглашал всех подданных вознести молитвы к Всевышнему о благоденствии и преуспевании в делах Наследника Цесаревича. В заключении торжества состоялось награждение всех причастных к воспитанию Наследника. Многим были вручены ордена. Жуковский и Юрьевич получили большие по тому времени денежные вознаграждения. Беднейшему населению Москвы и Петербурга было выделено по пятьдесят тысяч рублей.
С достижением совершеннолетия Наследнику престола было предложено присутствовать на заседаниях правительствующего Сената. Попечителем к нему был назначен князь Х.А. Ливен. Мёрдера теперь заменил генерал-адъютант Кавелин, помощником воспитателя остался Юрьевич. Жуковский сохранил должность наставника. Преподавание законоведения было поручено М.М. Сперанскому. По-прежнему сохранялись серьёзные ежедневные занятия. Полный курс обучения предполагалось закончить весной 1837 года. В военном деле Александр к этому времени продемонстрировал большие достижения и уже в 1836 году на учениях успешно командовал частями: батальоном кадет, батальоном Преображенского полка и, наконец, лейб-гусарским полком.
В 1837 году после экзамена, завершающего теоретическое образование, Наследник предпринял ознакомительное путешествие по России, по программе, составленной лично Государем. Вместе с лицами свиты сопровождали Цесаревича Жуковский, Кавелин и преподаватель истории и географии России Арсеньев.
Цесаревич посетил: Новгород, Тверь, Углич, Рыбинск, Ярославль, Кострому, Вятку, Пермь, Екатеринбург, Томск, Тобольск, Оренбург, Казань, Симбирск, Саратов, Пензу, Тамбов, Воронеж, Тулу, Калугу, поля сражений 1812 года, Москву, Владимир, Нижний Новгород, Рязань, Орёл, Курск, Харьков, Вознесенск, Николаев, Одессу, Севастополь, Южный берег Крыма, Керчь, Симферополь,  Екатеринославль, Кременчуг, Киев, Полтаву, Таганрог, Новочеркасск. Путешествие продолжалось семь месяцев.
Александр Николаевич осматривал святыни и достопримечательности, знакомился с местными обычаями и традициями, присутствовал на маневрах и учениях войск, встречался с населением. Наследник восхищал всех своей приветливостью, ласковостью, обходительностью, вниманием, скромностью.
Путешествие по России согласно "Плана учения" Жуковского заключило общее образование Наследника. С начала 1838 года началось высшее.
Стратегию и военную политику было поручено читать генерал-адъютанту барону Жомини, выдающемуся военному учёному, генералу армии Наполеона, перешедшему на русскую службу.  С экономикой и финансами Цесаревича знакомил министр финансов граф Канкрин. С внешней политикой - барон Бруннов. Все преподаватели отмечали большое усердие слушателя.
К этому периоду относится заграничная поездка Наследника русского престола. Он посетил дворы: шведский, датский, ганноверский, гессенский. Вот как оценил его знаменитый французский писатель: "Выражение его взгляда – доброта. Это в полном смысле слова – Государь. Вид его скромен без робости. Он, прежде всего, производит впечатление человека воспитанного. Все движения его полны грации. Он прекраснейший образец Государя, из всех, когда-либо мною виденных".
В ноябре 1840 года Николай Павлович решил приобщать Наследника к государственным делам. "Я хочу, - сказал он Председателю Государственного совета, - чтобы Цесаревич присутствовал на заседаниях общего собрания совета, выслушивая доклады и знакомясь с решениями. В Государственном совете изучит он своё царственное дело".  Теперь Наследник престола был всецело занят государственными делами, заседая в Государственных учреждениях и комиссиях. В частности, он был Председателем комитета по строительству Николаевской (октябрьской) железной дороги, комитета по улучшению быта крепостных крестьян. С 1842 года во время отсутствия в Петербурге Государя, на Цесаревича возлагалось "решение дел Комитета министров и Государственного совета, равно как по всем министерствам и главным управлениям". 
Первого января 1846 года Государь Николай Павлович удостоил своего сына грамотой такого содержания: "Отъезжая за границу, поручил я Вам управление большого числа дел Государственных, в том полном убеждении, что Вы, постигая мою цель, моё к Вам доверие, покажете России, что Вы достойны Вашего высокого звания. Возвратясь ныне удостоверился, что надежды мои увенчались, к утешению родительского моего, нежно любящего Вас сердца".
Наряду с Государственными делами Цесаревич много времени уделял и военному делу, участвуя в маневрах войск, парадах, производя смотры кадетских корпусов и военных училищ. В 1849 году он становится во главе военно-учебных заведений России.
В 1850 году Александр Николаевич совершил поездку на Кавказ, где принял первое боевое крещение в схватке с горцами. При этом Цесаревич проявил пример отваги и героизма, за что по ходатайству наместника Кавказа князя Воронцова и получил орден Святого Георгия четвёртой степени.
В 1854 году началась Крымская война. Весь Запад ополчился на наше Отечество. Наследник активно участвовал в организации обороны империи.
18 февраля 1855 года император Николай I скончался. Перед смертью он завещал сыну: "Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за Вас. После России я Вас любил больше всего на свете! Служите верно России!" Сын выполнил завещание отца.
Сегодня, когда страна наша в который уже раз находится на перепутье, во мгле, неравнодушным к её судьбе, мыслящим людям необходимо, сопоставив возможные пути её дальнейшего развития, выбрать наиболее благоприятный и сделать всё от них зависящее для его реализации. Важным фактором, определяющим благоденствие народа, является тип государственной власти. Кто и как готовит Президента демократической республики для исполнения должности главы государства, граждане России теперь знают по собственному опыту. Предлагаемая вниманию читателей статья позволит им компетентно судить о том, как готовился российский император-самодержец к исполнению обязанностей по управлению страной.
 
Смирнов Игорь Павлович,
академик Петровской академии наук и искусств,
член СП России, КТН, доц., полк. в отст.
 
Другие произведения автора можно читать и слушать на сайтах:
Igorpavlovitch.narod2.ru        ретрани.рф     pan-i.ru    и др.