Автор Тема: В чьих интересах глобалистский «прогресс»? (продолжение, начало в № 35)  (Прочитано 681 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Иван Метелица

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 22
  • 8-904-603-82-14
В чьих интересах глобалистский «прогресс»? (продолжение, начало в № 35)
Под управлением олигархии Россия продолжает катиться в пропасть. Главной угрозой логике и здравому смыслу человеческого существования остаются «самоизоляция» и «вакцинация», угроза которых нависла над перепуганным и измученным российским обществом. По этому поводу общественные организации и редакции патриотических газет нашего города приняли обращение к властям, с убедительной просьбой не допустить новой волны ковидотеррора против граждан. Примечательно, что это волну подстегивает своим примером Запад – начались новые ограничения в Европе, закрылся на карантин Израиль, а на границе Белоруссии и Украины оказалась заблокирована даже группа паломников-хасидов, направлявшихся в Умань на празднование своего Нового года.
Продолжающиеся «оранжевые» провокации против Белоруссии в последние дни обострились – Тихановская обратилась к Путину с «просьбой не вмешиваться во внутренние дела», а российская «звездная элита» обратилась к белорусским «оранжевым» с письмом поддержки, поливая грязью Лукашенко. Любопытно, что на этот раз, наряду с привычным космополитическим бомондом, среди подписантов засветилась дочь Ельцина. Одновременно НАТО и ЕС раздувают скандал вокруг Навального, несмотря на озвученное желание последнего вернуться в Россию. Запад грозит санкциями, российские биржи лихорадит, рубль падает, несмотря на сохранение ЦБ процентой ставки на прежнем уровне.
Возвращаясь к теме статьи, начатой в НП №35, напомню, что речь шла о том, советский или современный стиль архитектуры и уклад жизни нашего города способствует «обезличиванию» и приобретает ли город «современный шарм», как утверждал один из авторов НП. Дав в первой части короткий обзор архитектурных стилей Петербурга-Петрограда-Ленинграда, особо отметив блистательный Сталинский ампир, я остановился на массовой хрущевско-брежневской застройке, которая, при вынужденной однотипности, отличалась приемлемым качеством жилья и хорошей инфраструктурой. Из Советского периода осталось упомянуть поздний Советский конструктивизм, который вполне гармонично вписался в облик нашего города, и «перестроичную» застройку, для которой характерен рост этажности и постепенное снижение качества. Но в принципе, несмотря на принятые при Горбачеве программы типа «жилье-2000», которые не были реализованы по причине начавшегося искусственного коллапса Советской экономики, «перестроичная» застройка не сильно отличалась от позднебрежневской – Советские ГОСТы еще действовали.
А вот с началом «лихих девяностых» началась настоящая вакханалия, связанная с полной коммерциализацией всего и вся и безудержной жаждой наживы. Большой «вклад» в дезорганизацию программы развития города внесла приснопамятная администрация Собчака, при котором вошли в практику массовые уплотнительные застройки в совершенно хаотичных стилях, нарушившие облик и гармонию нашего города. Условно их можно разделить на три группы – статусно-коммерческие постройки, элитное жилье, и массовое жилье «бюджетного» и «эконом» сегмента. С незначительными корректировками, эти направления сохранились и в новом веке, с поправкой на безудержный рост высотности, и возведение огромных кварталов совершенно однотипных коробок, которые, в отличие от Советской массовой застройки, совершенно не обеспечиваются инфраструктурой и резко падают в качестве. Притом, несмотря на активную борьбу градозащитников, активно продолжается и уплотнительная застройка, но наиболее массовым стал захват под застройки земель сельхозназначения, по- дешевке купленных у разоренных пригородных совхозов – Шушары, Ленсоветовский, Тельмана и т.д. В черте города в последние годы участился снос заводских корпусов, или варварская застройка скверов, например – огромный комплекс коробок- небоскребов «Стрижи» в Невском районе, «Серебряные ключи» в Купчино, или безобразно плотная застройка сквера, выходящего к Неве у пр. Шоумяна, где был снесен памятный ленинградцам кинотеатр «Охта» (раньше там проводились патриотические концерты и встречи). Громадные коробки не только заслоняют солнце, но и перегружают городские коммуникации, не рассчитанные на такие нагрузки, жилье от этого дешевле не становится, зато корпорации-застройщики кладут в карман «съэкономленные» деньги. Дальнейшее их не интересует – неудобства жильцов и расходы бюджета умников не касаются. В новых кварталах вообще нет деревьев, мало детских площадок, сплошной асфальт, забитые машинами дороги и газоны и высящиеся, как горы, громады тысячеквартирных коробок, безобразных в своем однообразии и низкого качества. В некоторых районах еще хуже, например – между Балтийским вокзалом, метро Фрунзенская и Московскими воротами, образовался громадный, как целый город, «глухой» квартал небоскребов – около каждой высотки – забор с кодовым замком, невозможно не пройти, не проехать. Заборы сплошные и смыкаются между собой. Непонятно, как туда вызвать скорую, такси, или доставку. В городе остается все меньше свободного пространства, без зелени, без мест для прогулок, жильцы новостроек любуются с двадцатых этажей на такие же соседние дома, или смотрят вниз на ряды лагерных решеток. В новых,
казалось бы, домах, трескаются стены, ломаются лифты, прорывает трубы, сыпется штукатурка. Представители буржуазии возразят – неправда, у нас хорошее жилье, но хорошее жилье, построенное и отделанное по «евростандарту», стоит значительно больше, и если большинство населения не в состоянии расплатится даже за самое дешевое жилье, то к «элитным домам» они даже не присматриваются. Опять, «каждому свое», вот и получается, что все больший процент ленинградцев оказывается жителями трущоб-новоделов низкого качества, да еще и в ипотечных долгах за такое «счастье». И как назвать эти районы – Петербургом, Ленинградом, или архитектурной помойкой? По моему, последнее ближе к истине.
Что касается «создающих европейский шарм» элитных домов и «статусно-коммерческих» построек, и с ними не все гладко. Дикое смешение стилей, от постмодернизма до непостижимой «экзотики», безобразный стеклопластик, слепящий глаза на солнце – все это, особенно в исторической части города, портит и уродует мировое культурное достояние, которым является исторический Петербург. Да, справедливости ради отмечу, в центре градостроительный контроль часто работает, а вот окраины, а также скупаемые строительными корпорациями за гроши территории обанкротившихся заводов и земли совхозов, стали объектом неконтролируемого строительного бума, приносящего застройщикам гигантские прибыли.
На мой взгляд, Советская архитектура Ленинграда, несмотря на послевоенную типовую застройку, не была ни серой, ни однотипной. При планировании построек учитывался и аспект сохранения исторической части города, и решение жилищной проблемы за счет строительства новых кварталов, которые возводились с подведением метро, наземного транспорта, школ, поликлиник, детских садов, садово-парковой зоны, прокладки труб, кабелей и т.д. Не допускалась массовая незаконная парковка на газонах, горожанам рекомендовалось иметь гаражи. А посмотрите, что творится сейчас, и в новых районах, и в центре? Была ограничена высотность, что очень важно для нашего города, самыми высокими зданиями были два 22-этажных небоскреба на площади Победы, построенные к Олимпиаде – 1980. Комплекс площади Победы, с монументальным памятником защитникам Ленинграда и музеем, был южным въездом в город, со стороны Пулково, и символизировал и уважение к истории и подвигу героев, и устремленность Ленинграда в светлое будущее. А куда стремятся анклавы уродливых коробок-небоскребов, заслоняющих солнце и портящих исторический ландшафт Петербурга-
Ленинграда? Кто будет отвечать за бесчисленные ряды этих некачественных и недолговечных строений, страшный памятник господствующего у нас до сих пор дикого и беззаконного капитализма, мира грязи и наживы?
А ведь облик города неизбежно влияет и на коллективное сознание горожан, забитых, запуганных, задерганных, одетых в дебильные маски и безразличных к прекрасному, утративших гордость и собственное достоинство. И если блестящая архитектура Сталинского ампира символизировала торжество победившего народа, то что символизирует ельциновское и пост-ельциновское уродство?
И, возвращаясь к заголовку статьи, разве два разных типа прогресса – Советский, в интересах широких народных масс, и нынешний, в интересах захватившего власть криминального капитала, не являются противоположностями? Зачем людям труда нужен разгул олигархии, с их уродливыми виллами и дворцами, их прогулочными кораблями и частными самолетами, их роскошью, построенной на наших слезах и крови? Можно ли это антиобщественное уродство называть прогрессом?
Иван Метелица, председатель Сталинского комитета Ленинграда
Сталинский комитет Ленинграда