Автор Тема: Еврейская ССР в Крыму  (Прочитано 7848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ладога

  • Гость
Еврейская ССР в Крыму
« : 23/04/09 , 22:01:38 »
ЕВРЕЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В КРЫМУ

К истории одного проекта


1.Разработка плана создания Еврейской автономии в Крыму

2.Начало переселения евреев, возникновение конфликта

3.Репрессии к местному населению в связи с переселением евреев

4.Некоторые итоги


--------------------------------------------------------------------------------
Разработка плана создания Еврейской автономии в Крыму

Одним из основных элементов германской оккупационной пропаганды стал факт массового переселения в Крым евреев и планы создания на территории полуострова Еврейской Республики.

Согласно выявленным в архивных собраниях Крыма документам мы можем отчасти восстановить ход событий и попытаемся определить основные подходы в освящении истории землеустройства на территории Крымской АССР евреев-переселенцев, деятельности организации - Комитет земельного устройства трудящихся евреев (КомЗЕТ).

Одним из видных членов советского правительства Ю. Лариным (Лурье) разрабатывался план создания Еврейской автономии в Крыму и поселения на его территории - для создания большинства в этом районе - 280 тыс. евреев.
В ноябре 1923 г. появился так же еще один проект, автором которого являлся руководитель еврейской секции РКП(б) А. Брагин, предложивший образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, южной степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии.

Как отмечало Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 г., этот проект одобрили советские руководители: члены Политбюро ЦК РКП(б) Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, кандидат в члены Политбюро Н.И. Бухарин и Председатель Госплана СССР А.Д. Цурюпа.
Однако против него выступил, ставший в июле 1923 г. Наркомом земледелия, Александр Петрович Смирнов, усмотревший в таком решении вопроса угрозу обострения межнациональных отношений в регионе предполагаемого расселения.

Для решения вопросов поднимаемых в обращениях Юрия Ларина и Брагина, связанных с переселением евреев из "местечек" Украины и Белоруссии Президиум ЦИК СССР на своем заседании 29 августа 1924 г. постановил образовать Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся, и Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся. КомЗЕТ возглавил П.Г. Смидович, ОЗЕТ возглавил уже нам известный Юрий Ларин.

Решение о необходимости переселения еврейских семей КомЗЕТом объяснялось следующим: "По социальному составу насчитывается евреев членов профсоюзов, включая и безработных, триста тысяч ... а вместе с членами семей 850.000 чел. и около 130.000 душ земледельцев.

Остальная часть в 1.750.000 чел. падает на кустарей, мелких торговцев и лиц без определенных занятий...
Совершенно ясно, что такая экономическая структура еврейского населения совершенно неприспособленна к Советскому строю, с его курсом на госторговлю, кооперацию и концентрацию промышленности и что если не будет принято экстренных мер по переводу еврейского населения на производственный труд, то значительная часть его будет поставлена перед перспективой вымирания и вырождения".

КомЗЕТ решил ориентировать свою деятельность на переселение 500-600 тыс. человек. В мае 1926 г. определен перспективный план переселения евреев по СССР на 10 лет - 100.000 семей. В июне того же года был утвержден план на ближайшие 3 года - 18.000 семей.

Основной базой переселения КомЗЕТом была определена Крымская АССР.

Согласно перспективному плану земельного устройства евреев трудящихся в 1927-1936 гг. утвержденному в 1926 г., подлежало переселению всего: 96.000 семей.
В Крым по этому плану за три года должно было переселиться 10.700 семей или 55,6 % от общего числа переселенцев.
На период с 1930 по 1936 гг. число еврейских семей направляемых в Крым по перспективному плану не указывалось, но исходя из данных на 1927-1929 гг. можно предположить, что число их не должно было быть меньше 60% от общего числа переселенцев. Исходя из этого, в Крыму должно было быть размещено в 1927-1936 гг. - около 250-300 тысяч еврейских переселенцев.

В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г. Крымская АССР наряду с Биробиджаном являлась основной базой еврейского переселения.

Начало переселения евреев, возникновение конфликта

Всего к октябрю-ноябрю 1928 г. в Крыму выделено 131.901,24 гкт. Всего зачислено на землю 4.767 семей или 26.269 едоков, однако осело на земле за 1925-28 гг. 3.822 семьи или 20.380 чел.

Важным вопросом является источники финансирования этих мероприятий.
16 декабря 1924 г. СНК СССР утвердил договор с "Агро-Джойнтом", разрешив ему проводить работу в пределах СССР по созданию еврейских сельскохозяйственных коммун.

В 1926 г. в СССР приезжал руководитель еврейской благотворительной организации "Джойнт" Джеймс Н. Розенберг, в результате встреч с руководителями страны была достигнута договоренность о финансировании Д. Розенбергом мероприятий по переселению евреев Украины и Белоруссии в Крымскую АССР.
Помощь оказывали также Французское еврейское общество, Американское общество помощи еврейской колонизации в Советской России и др. 31 января 1927 г. заключен новый договор с "Агро-Джойнтом". По нему организация выделяла 20 млн. руб. на организацию переселения, советское правительство выделяло для этих целей 5 млн. руб.
За четыре года (1924-1928) на обустройство евреев: 4.859.685 руб. из этой суммы "Агро-Джойнт" - 3.817.710 руб., ОЗЕТ - 799.999 руб., КомЗЕТ - 241.976 руб.

Для понимания всей сложности переселенческой политики необходимо знание фактических данных об общей численности земли и населения в Крыму в рассматриваемый период.

Как известно, площадь Крыма равна 2.578.800 гектаров из них на середину 20-х годов приходилось 1.571.900 гектаров пахотных земель, а остальная площадь - леса и неудобья.

Основным вопросом истории Крыма XVIII - нач. XX вв. являлся вопрос земельный, передача после присоединения полуострова к России всевозможным царедворцам до 1796 г. 320.039 (гкт.).
В связи с этим основным вопросом национальной политики стало расселение малоземельного крестьянства (в основном из татарских сел) на освободившиеся земли Степного Крыма. Для переселения и расселения крымского крестьянства был определен республиканский фонд, который к 1926 г. составил 234.421 гкт.

21 апреля 1926 г. выездное заседание Бюро ОК ВКП(б), проходившее в Бахчисарае, одобрило перспективный переселенческий план по республике. По нему подлежало переселению 9.534 крестьянских двора. Для проводимого междуселенного землеустройства недоставало по материалам представленным в ОК 47.000 десятин (52.217 гкт.).

На Первом Всекрымском съезде было решено начать работу по проведению переселения в Крым татар-эмигрантов и их потомков, проживавших в Добрудже и Турции.
Позднее было решено для размещения реэмигрантов в количестве 4.000 хозяйств (200.000 человек) забронировать земельный фонд в 100.000 десятин (111.100 гкт.). Для проведения этих мероприятий требовалось вложение 2 миллионов рублей. Предложения по решению этого вопроса ОК и Крым ЦИКом был направлены в центр.

Таким образом, переселение евреев в Крым противоречило установкам местных властей на оказание помощи в земельном устройстве татарского крестьянства.

Конфликт между крымскими государственными и партийными учреждениями и Москвой разрастался.

7 апреля 1926 г. в Симферополе открылась Всекрымская еврейская конференция. В связи с освящением ее деятельности произошел неприятный для КомЗЕТа инцидент. В номере от 11 апреля "Красного Крыма" были опубликованы основные положения прозвучавшего на идиш выступления представителя Отдела национальностей ВЦИК тов. И.М. Рашкеса. В том числе следующие:

"Мы стремимся создать сплошную земельную площадь с автономией в перспективе не для концентрации всемирного еврейства, а в целях устройства на земле трех миллионов евреев СССР".

Через три дня там же было опубликовало письмо тов. Рашкеса, в котором он отказывался от этих слов, называя напечатанный текст "явно нелепой мыслью". Редакция, сославшись на недостаточное знание своим сотрудником еврейского языка, извинилась перед столичным товарищем. Необходимо указать, что Рашкес регулярно присутствовал на заседаниях КомЗЕТа, и наверняка знал о проектах Ларина.


Одним из главных противников массового переселения евреев в Крым становится Председатель Крымского Центрального Исполнительного Комитета Вели Ибраимов. Когда ситуация на полуострове вышла из под контроля В. Ибраимов выступил со статьей о еврейском переселении в крымскотатарской газете "Ени-Дунья": "От нас требуют земли на переселение в Крым 8.000 еврейских хозяйств, однако, как я выше сказал, наши излишки не удовлетворяют даже своих внутренних нужд, а поэтому крымское правительство нашло невозможным удовлетворение данного требования. Недавно этот вопрос мы поставили в Москве и надеемся, что он будет решен в нашу пользу".

Репрессии к местному населению в связи с переселением евреев

26 сентября 1927 г. Ларин предложил комплекс новых мероприятий по обустройству еврейских переселенцев в Крыму.
Согласно этому плану основной специализацией хозяйства в 6.000 переселенческих хозяйствах должно было стать производства виноградного спирта для снабжения крымских винзаводов.
Одним из важных пунктов стало предложение НКВД Крымской АССР "разработать ... план разделения на сельсоветы отводимых для еврейского земледелия площадей с учреждением соответствующих сельсоветов по мере фактического заселения и с признанием в них языками делопроизводства русского и еврейского на равных правах". Что по нашему мнению являлось первым этапом к созданию автономных еврейских территориальных образований на полуострове.

Все эти предложения встретили яростное сопротивление руководителей Крымской АССР и, прежде всего, Вели Ибраимова. Для его устранения центральным аппаратом ОГПУ была разработана хитроумная операция.
В. Ибраимов был вызван в Москву, где под давлением вынужден был признаться в организации убийства одного из татарских активистов и сокрытии бандитов.

Через несколько дней после признания В. Ибраимова и ареста его группы, 14 февраля 1928 г. КомЗЕТ обсуждал предложения Ларина в отношении мероприятий по Крыму. Вновь Ларин выступил с предложением по созданию Еврейской республики.

5 сентября 1930 г. решением Крымского ЦИКа Фрайдорф становится центром еврейского национального района. В 1931 г. ОК ВКП(б) и Крымское правительство в своих решениях констатировало, что "еврейское переселение в Крым себя политически и хозяйственно оправдало". В республике создан еврейский национальный Фрайдорфский район, 32 еврейских национальных сельсовета, издавалась газета "Ленин Вег" на идиш.

Переселение евреев совпало с раскулачиванием и насильственным выселением из Крыма зажиточных крестьян.
ГПУ развернуло сеть концентрационных лагерей по всему полуострову. Только в одном Симферопольском районе их было четыре.
Согласно доклада сотрудника Крымского ОГПУ Салынь на 26 марта 1930 г. раскулачено и определено к выселению 16 тыс. человек. За 1930-1931 гг. из Крыма было выселено 4325 семей (из них на Урал - 2772, в северный край - 1553). Общее число выселенных достигало 25-30 тыс. человек. К 1 мая 1931 г. отобрано у кулаков 50.000 гектаров.

Подобная политика шла в разрез с устремлениями местных национальных руководителей. В феврале 1931 г. председатель ЦИК Крымской АССР Мемет Исмаил Кубаев на партконференции Джанкойского района заявил, что Москва проводит политику великодержавного шовинизма, разоряет трудовые массы Крыма и прежде всего татар. На бюро ОК это выступление расценено как "контрреволюционное". Кубаев был немедленно снят с поста председателя ЦИКа.

Некоторые итоги


Прибывающие в Крым евреи не были приспособлены к сельскохозяйственному труду. По социальному составу еврееи-переселенцы: торговцы - 50%, ремесленники - 20%, рабочие - 10%, неопределенных занятий - 15%, интеллигенция - 5%.

В Крыму они попали в непривычные для них условия.
Так один из переселенцев Гирш Берков Лившиц писал: "Прибыв в Крым ... мои средствы так исчезли что я кое как жил сам занимался мелким торговлем по деревням. После засева вернулся да дому собрал свои монатки и приехал с семьей который состоит из 5 душ 2 мужчин и 3 женщин все взрослые. После вся наша страдание из 15-го февраля 1927 г. до жнивы т.е. до 1 августа которые самая первая блюда хлеб с водой...".

Из письма другого переселенца Владимира Исаковича Гринбанда: "Уже четыре месяца семья на участке буквально голодает я ежедневно с ломом в руках рыл камни и на своих плечах с семейством переносил на усадьбу, работал впроголодь (другие переселенцы) между собой неуладили, погрызлись и разбежались".

Переселение евреев встречало в некоторых населенных пунктах неприятие со стороны местного населения. Земельные, экономические конфликты переходили в национальные. Так в апреле 1928 г. на 75 переселенческом участке группа жителей дер. Айбары с криками "бей жидов спасай экономию", "мы их выживем отсюда", "будем резать жидов" избила часть переселенцев. Ночью кто-то кинул камень в окно переселенческого дома, от чего находившаяся в нем беременная женщина упала в обморок и т. д.

В связи с этими фактами к июлю 1928 г. наблюдался большой отход переселенцев, в особенности из Белоруссии, - из 202 семейств отошли 103 (51 %), Украины из 421 семейств - 80 (19 %).
По Евпаторийскому и Джанкойскому районам из зачисленных на землю 942 семейства, отход 204 семейства (21.26 %).

К 1933 г. из переселенцев 1924 г. по колхозам Фрайдорфской МТС осталось всего 20-25 %, а по Лариндорфскому МТС всего 11 %. По отдельным колхозам текучесть доходила до 60 - 70 %. По колхозам Смидовической МТС из 265 переселенцев вербовки 1932 г. убыло 190 человек. В колхоз им. Калинина прибыло 32 - убыло 25; в колхоз "Ротштерн" - прибыло 24, убыло 15 и т.д. Ситуация во Фрайдорфском районе: на участке № 21 из прибывших 43 семей уехали 28, участке № 62 из 36 семей уехали 15, участок № 22 из 36 семей уехали 30.

На заседании Бюро Крымского ОК ВКП(б) 27 февраля 1934 г. прозвучало, что сроком установленным правительством для окончания работ по вселению еврейских переселенцев является конец 1935 г.

Отделение "Джойнт" в СССР было ликвидировано по Постановлению Политбюро ВКП(б) от 4 мая 1938 г. Д. Розенберг израсходовал на мероприятия по созданию еврейских колоний в Крыму 30 миллионов долларов.

По переписи 1926 г. из 39.921 еврея в сельской местности проживало 4.083 чел. К 1930 г. в Крым переселилось до 4.000 еврейских хозяйств, которым отведено на к 1932 г. 344.269 гектаров, из них пашни - 235.413.

При чем на 1 января 1930 г. из 49.100 евреев, проживавших в Крымской АССР, лишь 10.140 проживало в селе, остальные 38.970 - в городах. К 1937 г. в Крыму проживало 54.813 евреев. К 1941 г. число евреев увеличилось, по некоторым данным до 70 тыс., из них в 86-ти еврейских колхозах проживало всего лишь 17 тыс. человек.


MALIK54

  • Гость
Re: Еврейская ССР в Крыму
« Ответ #1 : 29/04/09 , 18:55:11 »
мы не пашем не сеем не строим
мы гордимся общественным строем

Оффлайн vasily ivanov

  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 7820
Re: Еврейская ССР в Крыму
« Ответ #2 : 15/11/10 , 15:28:18 »
         
Еврейская Крымская Республика

Недавний скандал, связанный с учебником Вдовина и Барсенкова «История России», был подхвачен и за рубежом, где особо заметили интересную, важную и болезненную главу советской истории, связанную с Еврейским Антифашистским Комитетом, планами создания Крымской еврейской республики и с высылкой крымских татар.

Сороковые годы двадцатого века увидели внезапный рост еврейского влияния в России и его не менее внезапное падение. Созданный в 1941 году ЕАК сыграл полезную роль во время войны, проводя советские интересы в Америке и наводя мосты между советским руководством и влиятельной американской еврейской общиной. Однако после войны ЕАК попытался играть роль проводника американских еврейских интересов в СССР, роль «еврейского лобби».

 Недавно опубликованные материалы показывают, что 15 февраля 1944 года руководство ЕАК уже требовало создать в Крыму «еврейскую советскую социалистическую республику», то есть такую же по статусу союзную республику, как Украина и Россия. Эти требования, видимо, учитывались при депортации крымских татар, произведенной в мае 1944 года. Об этом – интересная и остроумная статья Евгения Лобкова в обработке Исраэля Шамира.


Евреи пишут письмо Сталину

Евгений Лобков

 

Трое евреев, руководители ЕАК - Михоэлс, Фефер и Эпштейн - написали письмо. Послали его Сталину, а спустя неделю еще и Молотову. Жанр – не то прошение, не то требование. Просили превратить Крым в Еврейскую Советскую Социалистическую Республику, то есть приравнять в правах с Украиной и Россией. Это был апогей самомнения лидеров ЕАКа, которые стали считать себя не только представителями советского еврейства за рубежом, но и эмиссарами американской еврейской общины в СССР.

Отношения советской власти с еврейством знали свои подъемы и спуски. Надир был достигнут в 1940. В предвоенные годы советское руководство старалось сберечь непрочную дружбу с сильным и агрессивным соседом, а мировое еврейство заняло активную антигерманскую позицию и подталкивало к войне. Поэтому многие настроенные антигермански евреи были отстранены от своих постов, некоторые были арестованы.

С нападением Гитлера на Россию все переменилось. Возникла идея стратегического союза с еврейством. Раз американские евреи подтолкнули Вудро Вилсона к вступлению в первую мировую войну на стороне Англии в обмен за декларацию Бальфура, сейчас, в 1941 году, решило советское руководство, надо договориться с евреями, чтобы те обеспечили поддержку Соединенных Штатов - России.

Сперва были вытащены из тюрем двое ведущих польских бундовцев (Бунд – еврейские социалисты-националисты) Виктор Альтер и Хенрик Эрлих. Они предложили создать Еврейский Антифашистский Комитет, в который вошли бы представители евреев всех стран, оккупированных Германией. Советское руководство догадалось, что такая организация может оказаться слишком сильной, слишком независимой от Москвы, а значит – бесполезной. Альтер и Эрлих были возвращены в тюрьму и со временем расстреляны.

ЕАК возник позднее, в 1942, и он представлял только советских евреев. Задача осталась той же – мобилизовать американских евреев на поддержку Советского Союза в его войне с Гитлером. В народной памяти осталась триумфальная поездка Михоэлса и Фефера в США в 1943 г.

Почему были избраны именно они? Может быть, Михоэлс и Фефер пользовались всенародной известностью среди американских евреев? Вряд ли. Госет в Америке не гастролировал, фильмов-спектаклей не было, американцы могли оценить дарование Михоэлса только по эпизоду в антиамериканском фильме “Цирк”. Поэт Ицик Фефер - мастер одной темы - счастье еврейского народа при самой правильной в мире советской власти. Сколько у него было (по)читателей в Штатах - затрудняюсь сказать. Командировали не красавца-романтика Маркиша, не автора превосходных детских стихов Квитко, но агит-поэта. Почему отправили Михоэлса и Фефера? Ведь имеются Эпштейн, Ватенберги, Тальми, которые знают Америку, знают не только идиш, но и английский. Потому и не подходят, что американские коммунисты. Нужны были преданные, но с коммунизмом не ассоциирующиеся советские евреи.

Поездка долго и тщательно готовилась, арендованы залы, предупреждена пресса, установлена договорённость с видными деятелями о встрече. Однако, летели шесть недель, американцы не установили визиту высокую важность. Нельзя сказать, что американцы сроду не видали советских евреев - там были дипломаты (до полпреда включительно), торговые представители, корреспонденты и др. Но они представляли государство. А тут - еврейские “народные дипломаты”, и говорят на идише.

Тем не менее - их принимают не как “представителей”, а как настоящих политиков. Советские руководители, в отличие от американских, соображениями Михоэлса-Фефера в общеполитических вопросах никогда не интересовались. В Америке оба сделали неожиданное для себя открытие: оказалось, что они крупные политические фигуры, мнение которых по самому широкому кругу вопросов стремятся узнать американские государственные деятели и лидеры международных еврейских организаций. Чья заслуга в феноменальном успехе поездки? Михоэлса и Фефера или людей, чьи фамилии в титрах не упомянуты?
Заслуга, скорее, концепции.  Каждый день сначала «белая», а потом и гитлеровская пропаганда твердила, что «евреи правят Совдепией». Пропаганда имела успех. Столкнувшись с Михоэлсом и Фефером, американцы подумали, что вот перед ними очень влиятельные евреи. Возможно, американцы полагали, что через советских евреев можно повлиять на советское руководство, активировав еврейское лобби в Москве.

В результате поездки - восстановлены прямые контакты американских и советских еврейских организаций, прерванные в период “большой чистки”. ЕАК, в отличие от Озетов и Евсекций - организация некоммунистическая, которую возглавляют популярные в народе лидеры, имеющие прямой выход к высшему руководству страны. Открылся независимый канал финансирования, без предъявления условий.  Но - американские евреи дают деньги не Сталину и Молотову (или Уманскому и Литвинову), а советским евреям. Значение ЕАК резко возросло. Немалая часть советской элиты (не только еврейской) надеется на усиление американского влияния. Вожди ЕАКа решили, что они - не просто политические деятели, но - политические мыслители государственного масштаба.

Несколько лет назад Николай Анисин в своей интересной книге «Звонок от Сталина» подробно описал один из возможных вариантов интриги, которую вели, по его мнению, Лозовский и жена Молотова, Полина Жемчужина. Но в реальной жизни именно Михоэлс и Фефер испытали головокружение от успехов американской поездки. Превосходные результаты поездки были оценены. Финансирование, квартиры, дачи, командировки, пресса и пр. Но они хотели большего. Попросили Крым. Но не в смысле дачи, а в смысле республики.

 Откуда у них взялась эта идея? Посоветовали американские евреи? Но американские евреи не просили у Рузвельта ни Флориду, ни Аляску... И английские не предлагали Черчиллю задуматься над организацией автономного графства. Тех привлекала Палестина. Неужели они планировали запасной вариант – на случай неудачи сионистского проекта?

 Сначала письмо Михоэлса, Фефера и Эпштейна о еврейской автономии в Крыму было послано Сталину - лучшему другу советских евреев. Через две недели отправили такое же письмо Молотову. Странно - сделали бы наоборот - всё было бы логично, сперва - важному лицу, затем - Весьма важному лицу... Текст не меняли - что Сталин, что Молотов - всё одно... И люди они были сведущие: все трое пережили “великую чистку” не “под чуждым небосводом”. Очищение страны от врагов народа активно и публично одобрили. Сталин и Молотов не имели репутации людей безотказных. Да и само письмо!...

 Если бы Сталин хотел разжечь “государственный” антисемитизм - ему для этого достаточно было опубликовать это письмо в центральных газетах “в дискуссионном порядке”. Если бы я прочёл этот текст в менее авторитетном издании, я бы подумал, что это неловко сделанная антисемитская фальшивка. Такая коллективка не имела аналогов. В военное время, когда Крым все еще оккупирован немцами, руководители ЕАК проанализировали работу советского правительства в отношении еврейского населения, и нашли в его работе серьёзные недостатки. Предложены пути исправления.

 Письмо предельно деловое. Никаких комплиментов, никаких благодарностей, никаких гарантий. Такое письмо смелые подчинённые пишут начальнику, о котором точно известно, что его вот-вот снимут “по статье”. В таком тоне и стиле можно писать и зиц-председателю. По идее - просьба, а по стилю - жалоба в Страсбургский суд.

 Вначале - о Холокосте, в котором виновен Гитлер. Логическая нестыковка: Холокост устроил Гитлер, а Крым должен отдавать Сталин. Кстати, обвинения в адрес сталинского руководства занимают в письме вчетверо больше места, чем в адрес Гитлера. Подписанты упрекают Сталина: еврейская интеллигенция вытесняется с кафедр, из НИИ, из КБ кадрами неевреев, а еврейские кандидаты и доктора заняты на неквалифицированных работах. (Это уже пришла гостья из будущего - из Израиля 1990-х годов, будто читаешь письмо председателя Сионистского форума Щаранского премьер-министру Рабину.) Как тут поможет Крым? Имеется ли в пяти вузах Крыма достаточное количество рабочих мест для еврейских кадров, вытесненных из 500 вузов СССР?

 Затем следует жалоба на крайний недостаток учреждений еврейской культуры. А вот делать конкурирующую газету, открывать ещё пять театров, восстанавливать школы и техникумы вовсе не нужно. Не для того пишут, чтобы вместо Крыма получить собрание Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина на идише... (Кстати, в том же 1944 году, когда страна испытывала нехватку буквально всего, Совнарком уплатил 60 тысяч долларов авторских зятю Шолом-Алейхема Бенциону Гольдбергу, хотя международного авторского права СССР не признавал. На мой взгляд, этот факт противоречит тезису о “государственном антисемитизме” в СССР.)

 У части евреев обострились буржуазно-националистические пережитки, от которых, по мнению авторов письма, Крым излечит-исцелит. В советской традиции людей, страдающих буржуазно-националистическими пережитками, лечили отнюдь не в крымской природной зоне.

Нужны не хлеб и зрелища, а земля. Дополнительными финансовыми вливаниями в Биробиджанскую автономию заниматься тоже не стоит. Далеко этот Биробиджан. Земля - это Крым. Со статусом Крыма - всё ясно, не автономные районы или область, а союзная республика. Со столицею не в Армянске, а в Симферополе. Больше ничего не требуется.

 Насколько соответствует экономическая структура Крыма профессиональной структуре еврейского населения в СССР? О проблеме занятости речь вообще не шла. Это в Палестине можно профессору вручить метлу и объявить это реализацией принципов сионизма и воплощением заветов основоположника. Местечковая беднота стала жертвой Холокоста. Она же была носителем языка идиш. Уцелели высокообразованные русскоязычные евреи - инженеры, врачи, научные работники, журналисты и т.д. Они не стремились перейти в сельское и гостиничное хозяйство. Их вполне удовлетворяло право на летний отдых в Крыму. Как отнесётся нееврейское население Крыма к еврейской республике? Не почувствует ли оно классовую солидарность с палестинскими арабами?

 Руководители ЕАК знают, что идея ЕССР в Крыму пользуется исключительным успехом среди еврейских народных масс... И среди лучших представителей народов СССР... А кто будет разъяснять правильность решения “не лучшим”? Тов. Михоэлс и Фефер? Или товарищ Маузер? А кто профинансирует переселение в Крым? Наркомфин Зверев пусть находит деньги?  Товарищу Звереву не надо беспокоиться - деньги на переселение и организацию госстуктур дадут “трудовые евреи”, - имеются в виду рабочие и крестьяне. Нетрудовые евреи дадут для Палестины, трудовые - для Крыма. Кто больше?

 Но главное - письмо написано с позиции силы. С позиции силы политической. В 1944 умные люди сходились мыслями, что после войны СССР будет в зависимости от США, и товарищ Сталин, если хочет остаться номинальным главой СССР, вынужден будет исполнять заокеанские рекомендации. А эти рекомендации продиктуют американские евреи. План Маршалла уже витал в небе. Товарищ Сталин хотел остаться номинальным главой СССР, но ещё больше он хотел оставаться реальным правителем – и план Маршалла вместе с американско-еврейским диктатом был отклонен.

 Пока решение Сталина не выяснилось, из Крыма успели депортировать татар, армян, греков… Все же их положение было куда лучше, чем у палестинцев – со временем они смогли вернуться.

http://israel-shamir.livejournal.com/47725.html

Оффлайн vasily ivanov

  • Администратор форума
  • *****
  • Сообщений: 7820
Re: Еврейская ССР в Крыму
« Ответ #3 : 16/01/11 , 13:31:32 »
Из истории десионизации

"Антиеврейская чистка", а вернее очищение от процентно высокого еврейского засилья в аппаратных, административных и научных структурах началась в конце 40-х годов. Привело к ней, по словам историка Г.В. Костырченко, которого невозможно заподозрить в антисемитизме, "семейственность, кумовство и землячество в номенклатурных структурах". Как мы вскоре увидим, не только в них. Г.В. Костырченко продолжает: "В министерствах, организациях, многочисленных конторах существовала, конечно, и "еврейская" семейственность. Это так называемое еврейское засилье ... по сути являлось своеобразным проявлением групповой солидарности нацменьшенства".
Учитывая, что послевоенное еврейское население страны составляло немногим более 1%, рассмотрим как оно распределялось в разных сферах науки, культуры и т.д.

В руководстве московскими театрами -- 42%, дирекции художественных выставок и панорам -- 40%, в Мосгорэстраде -- 39%, во всероссийском театральном обществе -- 30%, во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении -- 38%.

Из 87 директоров, главных режиссёров и главных администраторов цирков евреев -- 44, русских -- 38, украинцев -- 4 и т.д.

В военном производстве: директора заводов -- 15%, главные инженеры -- 29,8%, руководители КБ и НИИ -- 25%.

ТАСС -- 23%. А, например, в радиотелеграфном управлении Украины -- 49%.

В Одессе, в конце 1949 года, среди преподавателей 38,7% русских, 33% евреев, 24,5% украинцев.

В Союзе Советских Композиторов -- русских 435, евреев -- 239, армян -- 89 и т.д. А в Одесской государственной консерватории из 263 студентов русских -- 93, украинцев -- 40, евреев -- 117. В Московской государственной филармонии 312 штатных работников, 111 -- евреи. Из 33 руководящих работников организующих концерты русских -- 17, евреев -- 14. В 1942 году из 12 руководителей Большого Театра евреев -- 10, русских -- 1.

В ленинградском Пушкинском доме (АН СССР) 80% евреев в учёном совете.

Не лучше дело обстоит и в физике.
Количество еврейской молодёжи (в %) окончившей физфак МГУ, по отношению к русским

1938 46
1939 50
1940 58
1941 74
1942 98

На 1 октября 1948 года, научные сотрудники-физики в АН СССР -- 24,8%, заведующие кафедрами физики в вузах -- 12,4%, преподаватели кафедр в вузах -- 12%, аспиранты-физики в вузах и НИИ -- 16,7%.

Из докладной записки Агитпропа ЦК М.А. Суслову "О подборе и расстановке кадров в Академии Наук СССР": "...В ряде институтов Академии наук имеет место тенденциозный подбор кадров по национальному признаку, что ведёт к образованию среди научных сотрудников замкнутых националистических групп, связанных круговой порукой. Например, в Институте физических проблем среди заведующих лабораториями русских только 20%... В отделе теоретической физики, руководимым акад. Ландау, все руководящие научные работники евреи, беспартийные. Акад. Ландау подбирает своих сотрудников и аспирантов не по деловым, а национальным признакам. Аспиранты нееврейской национальности, как правило, уходят от него, "как неуспевающие". В руководимом Ландау семинаре по теоретической физике нет русских. Среди руководящих научных сотрудников лаборатории технических применений половина евреев... Расчётная группа, возглавляемая доктором физико-математических наук Майманом Н.С., наполовину укомплектована лицами еврейской национальности. ...
В руководстве лабораторией Института физической химии, в которой ведутся работы по специальной тематике, евреев около 80%. Все теоретики института (Мейман, Левич, Волькенштейн, Тодес, Олевский) евреи. Зав. конструкторским отделом, учёный секретарь, зав. снабжением, зав. распределением импортных реактивов также являются евреями.
Бывший директор института акад. Фрумкин и его заместитель Дубовицкий создали круговую поруку и семейственность; аспирантов и докторантов подбирают исключительно по национальному признаку. За период с 1943 по 1949 год под руководством Фрумкина, Рогинского и Ребиндера подготовили докторские и кандидатские диссертации 42 человека, из них евреев -- 37 чел.
В физическом институте им П.Н. Лебедева из 19 заведующих лабораториями русских 26%, евреев 53%. В оптической лаборатории, руководимой акад. Г.С. Лнандсбергом, в составе старших научных сотрудников русских 33%, евреев 67%. В Институте экономики из 20 докторов наук только 7 русских и т.д.
В некоторых отраслях науки сложились монопольные группы учёных, зажимающих развитие новых научных направлений и являющихся серьёзной помехой в деле выдвижения и роста молодых научных кадров.
Так, например, среди теоретиков-физиков и физико-химиков сложилась монопольная группа Ландау, Леонтович, Фрумкин, Френкель, Гинзбург, Лифшиц, Гринберг, Франк, Компанеец, Нейман и другие. Все теоретические отделы физических и физико-химических институтов укомплектованы сторонниками этой группы, представителями еврейской национальности.
Например, в школу акад. Ландау входят 11 докторов наук; все они евреи и беспартийные... Сторонники Ландау во всех случаях выступают единым фронтом против научных работников, не принадлежащих к их окружению". И т.д. и т.п.

В институтах АН СССР наибольший процент среди зав. отделами экономики и права -- 58,4%, по отделению химических наук -- 33%, физико-математических -- 27,5%, технических -- 25%.

На 28 октября 1948 года количество преподавателей на кафедрах философии составляло 22,2%, политэкономии -- 21,1%, истории СССР -- 13%, марксизма-ленинизма -- 19,8%. Итого 19,9% на кафедрах общественных наук. В крупных городах -- 26,3%.

Как видим из этих цифр, послевоенная ситуация была совершенно ненормальной. ... В любой стране соблюдается баланс между большинством и меньшинством. Из-за войны он оказался нарушен в СССР и, начав восстанавливаться в начале 50-х, так никогда и не был восстановлен до конца.

http://yuriyc.livejournal.com/147294.html