СТАРЫЕ ЛЮДИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Влиятельный иранский богослов, аятолла Юсуф Саанеи выступил против нагнетания напряженности на Ближнем Востоке и подстрекательства к войне с Израилем. Выступая с речью по случаю праздника Ид аль-Фитр в священном для шиитов городе Кум, аятолла Саанеи сказал: следует снизить накал страстей и не подливать масла в огонь. Он подчеркнул: все иранские лидеры обязаны принять необходимые меры для предотвращения войны с Израилем. По его словам, хотя в результате войны Израиль получит тяжелый удар, но и Иран пострадает. Аятолла добавил, что война – не пикник, и только если Израиль нападет первым, следует нанести ответный удар...Поскольку наиболее актуальные, - сегодня кажущиеся фантасмагорией, но завтра кто ж его знает? - политические нюансы, следующие из такого заявления, достаточно полно осветил
http://rus.ruvr.ru/2012_08_23/Rossija-mozhet-iniciirovat-izrailsko-iranskoe-primirenie/ Авигдор Эскин, позволю себе, не циклясь на политике, сказать пару слов о человеке...
Прежде всего: все, кто, - как в заглавной заметке, - именует великого аятоллу Юсефа Саанеи (чуть подробнее здесь
http://en.wikiquote.org/wiki/Yousef_Saanei ) "представителем умеренных (реформистских) кругов", очень ошибаются. Он, безусловно, известен, как последовательный идеолог полного равенства людей, независимо от пола, нации или религии, именно он в ходе "великого диспута" 1981-1982 годов сумел убедить алятоллу Хомейни не обязывать женщин драпироваться в "полный хиджаб" (с чачваном), а позже опять-таки он пробил официальное признание легкой косынки достаточным "проявлением скромности", он категорически исключает самоубийство как метод борьбы и не считает нужным обзаводиться ядерным оружием. Но ничего "либерального" или, тем паче, "реформистского" в этом нет, и "линию Хатами" (курс на сближение с Западом) молла Юсеф отрицает столь же жестко, сколь и "опасное безумие" г-на Ахмадинежада и стоящих за ним "национал-консерваторов".
Собственно, будь великий аятолла Саанеи суннитом, его следовало бы отнести к не столь уж обширному кругу "чистых коранистов", таких как Мухаммед Ан-Наим, Тауфик Ибрагим или покойный Полковник, но ши'а "коранистом" не может быть по определению, - и тем не менее, стоит он на примерно тех же позициях. То есть, высшим критерием Истины для него является Книга, и только она, но понимаемая не тупо и дословно (как, скажем, у суннитов-салафитов), а преломляясь, - как писал его наставник, великий аятолла Буруджери, - "сквозь призму житейской логики, здравого смысла и, в первую очередь, любви к людям, какими бы они ни были", а политическим идеалом Исламской Республики - мирная, спокойная и богатая страна, живущая по законам Книги и никого не обижающая.
Несложно понять, что при таких взглядах молла Юсеф много лет (собственно, это началось с эмиграции, которую он добровольно делил со своим старшим другом, будущим лидером революции) кофликтует с подавляющим большинством коллег. Ультра-консерваторам поперек души его позиция по основным гуманитарным вопросам, просто консерваторы приходят в ужас от его заявлений о том, что духовенство должно быть моральным арбитром, но не лезть в политику, "либералы" недовольны отрицанием хоть каких-то, кроме технологических, достоинств Запада, а национал-консерваторы откровенно ненавидят великого аятоллу за открытое осуждение тенденций к "экспорту революции".
Живи он в суннитском мире, его, скорее всего, давно уже убили бы, как шейха Мансура Аль-Тааи, или выгнали бы в изгнание, как помянутого выше Мухаммеда Ан-Наима, но кумские дедушки от разрешения споров такими методами давно отказались. Не по доброте душевной даже, а потому что "внутренний слой" иранской политики основан на сложнейшем балансе групп влияния, со множеством узелков, противовесов и временных коалиций, а при таком раскладе силовое решение проблемы чревато обрушением всей конструкции. Тем более, что авторитет великого аятоллы Саанеи в Иране уникален: стать рахбаром он, конечно, не сможет никогда, коллеги забаллотируют, но население-то знает, что почем, и читать ежегодную молитву по себе имам Хомейни завещал ему, - и тут уж ничего не поделаешь.
Вероятно, многие помнят события после выборов 2009 года. Молла Юсеф в те дни выступил против инаугурации г-на Ахмадинеджа, в ответ на что басиджи в ответ атаковали его офис в Куме, а Высший Духовный Совет лишил "зазнайку" титула великого аятоллы и вообще духовного звания, после чего его сторонники просто отказались подчиниться этому решению, по-прежнему обращаясь к наставнику за советом и буквально силком выводя его на мимбар. А когда басиджи пытались восстановить порядок, запахло серьезным бунтом. Как оказалось, учениками опального богослова считали себя даже не десятки, но сотни тысяч, причем не только среди гражданских, но и во всех силовых структура, включая корпус тех же басиджей, - в связи с чем, коллеги резко дали задний ход (благо, решение еще не было опубликовано).
Такой вот особенный дедушка.По поводу же "израильского" вопроса, с которого начался разговор, так тут все очень просто. Мне, если помните, уже доводилось говорить о том, что между персами и евреями (вернее, иудеями, поскольку "еврей как этнос" для дедушек дикая новация, которую они, возможно, по сей день не осмыслили) исторически нет никакой вражды. Даже в ходе пресловутой склоки Амана с Мордехаем резались два "чужацких" клана, иудейский и бедуинский, так что для коренных персов это было всего лишь красивое (и не без пользы для государства) шоу. А потом - взаимополезное, ничем никогда не омрачаемое мирное сосуществование, приязнь и взаимопомощь: при Ахеменидах, при Сасанидах, при Бувейхидах, Сефевидах, Зендах, Каджарах и, особенно, при Пехлеви, - подобно Ататюрку, считавших евреев "орудием прогресса", - а рождение Израиля воспринявших, - как и наследники Ататюрка, - как обретение долгожданного союзника.
Собственно, ничего против иудеев не имеет и Исламская Республика. Никто не мешает им исповедовать свою веру, никто не притесняет и те, кто не бежал в лихие годы и сумел эти лихие годы пережить, живут в Иране, не стремясь никуда эмигрировать. Иное дело Израиль. Имам Хомейни трактовал его существование, как оскорбление Аллаха и насилие над Дар-уль-Исламов, к тому же "мостом, через который начнут вторжение неверные", - с известным результатом. Примерно так же полагает и рахбар Хаменеи, а о группе г-на Ахмадинежада и говорить нечего. Но ситуация меняется. Президенту остается быть главой государства всего ничего, рахбар - прагматик, понимающий, чего следует Ирану ждать от "арабской весны", и птому (чисто теоретически) догмы, еще вчера казавшиеся незыблемыми, вполне могут быть пересмотрены на предмет коррекции, - и тогда медиатора, лучше моллы Юсефа, просто не представить.
Иное дело, конечно, что Дом и Холм имеют на сей счет особое мнение, а что до Израиля, то, при всем том, что веер возможного для него достаточно широк, - некоторые вопросы уже два десятка лет решаются не в Иерусалиме...
http://putnik1.livejournal.com/1856068.html#cutid1