Автор Тема: люди - власть - память об установке и сохранении памятников  (Прочитано 3580 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн В.Савельев

  • Модератор
  • **
  • Сообщений: 45
Люди, власть, память...

 
 Это было давно. Тогда мой отец был вполовину младше меня сегодняшнего, а точнее   было это на рубеже 1940-1950 годов. К отцу приходили памятливые ветераны Онежского завода и говорили прошлом. В моей памяти остались некоторые удивительные факты истории Петрозаводска.
 Глубокой осенью если вы придёте в Онегзаводскую ямку, то в парке среди совершенно голых от листвы деревьев вдоль кромки косогора вы увидите до десятка мощных стволов всё ещё сохраняющих листву. Это «Асафовские дубки». Так их называли до войны. Их привёз  сюда и посадил в дни празднования 15-летия Карельской Коммуны в 1935 году руководитель стройгруппы Карельского Наркомата Рабоче-крестьянской инспекции Константин Григорьевич Асафов, одноглазый воин гражданской войны, лицо которого безобразили два пересекающихся шрама. В дни революции как член комитета бедноты он участвовал в экспроприации имущества помещика Арефьева на Псковщине. Во время гражданской войны попал в плен и встретился там с помещиком, который припомнил ему участие в экспроприации и учинил зверскую расправу, а потом велел закопать его в дубовой роще так, чтобы голову могли отгрызть волки. Но утром Красные изгнали Белых и односельчане пришли хоронить страдальца, а он оказался живым. В память о своём чудесном спасении и привёз Асафов дубки с той самой рощи и посадил в Петрозаводске, где плодотворно работал и инициировал благоустройство Онегзаводской ямки, полной тогда металлургического шлака. Прошло 60 лет, а память о его деле живёт.
 Или ещё история... Все мы знаем улицу Калинина, памятник всесоюзному старосте, стоящий на ней, помним надпись в мраморе на кинотеатре «Сампо» о том, что Михаил Иванович находился в ссылке в Карелии в 1904-1905 годах, а после революции неоднократно бывал здесь и выступал перед трудящимися, что в память об этом улицу и наименовали его фамилией.
 А вот мне из рассказов ветеранов помнится, что улица эта названа в память совсем другого Калинина. В 1918 году был на Онежском заводе политкомиссар  Андрей Михайлович Калинин, который в 1919 году с отрядом петрозаводчан уже будучи членом Олонецкого губисполкома выехал в Заонежье для организации противодействия подразделениям интервентов и там погиб. Тела погибших в гражданскую войну привозили хоронить в Петрозаводск и их могилы дали начало будущему мемориалу погибших патриотов на площади Ленина. Вот фамилией политкомиссара Онежского завода и решили коммунисты назвать призаводскую улицу Угольную. Но прошли годы и в дни празднования 50-летия Революции руководители  Карелии о политкомиссаре Калинине не вспомнили и увековечили память Всесоюзного старосты.
 Или ещё история. На противоположной стороне дороги у Петрозаводской городской больницы в густой траве есть камень с отверстиями, в которых когда-то была закреплена надпись о том, что на этом месте будет установлен бюст крестьянина, карела, коммуниста, одного из организаторов Советской власти в Спасо-преображенской волости Петрозаводского уезда, члена Олонецкого губернского исполкома, комиссара продовольствия Карелии И.Ф. Петрова, который в период продразвёрстки был направлен на юг России для заготовки и отправки в Карелию эшелонов с хлебом и в ходе выполнения этого задания, спасшего от голода жизни многих жителей нашего края, в 1919 году был убит. Памятник так и не поставили, и, наверное, не поставят, но память о подвиге комиссара продовольствия, совершённом в сложнейшей обстановке того времени живёт и поныне.
 Помнится, что в год празднования 50-летия Советской власти была речь о памятнике Тойво Антикайнену. Памятника нет. А не столь давно прекращена информационная работа по воспитанию молодёжи на «Лыжне Антикайнена» на примере многокилометровых переходов отряда на примитивных лыжах в полном военном оснащении во имя утверждения государства трудящихся на территории Карелии.  Причина забвения Антикайнена властями Карелии в том, что сегодня, якобы, нет необходимости в милитаристском воспитании молодёжи. «Свежо предание, но верится с трудом», а говоря прямо - совсем не верится на фоне непрерывно идущих в мире войн и приход их на нашу территорию, быстро теряющую обороноспособность, всего лишь дело времени!»
 Памятник Григорьеву Николаю Тимофеевичу у второй проходной ОТЗ... В 1967 году  у Дома Культуры ОТЗ появился камень с надписью о будущей установке здесь бюста Григорьева. Шли годы, а памятника всё не было. Во второй половине 1980-х годов меня избрали ответственным в Онегзаводском отделении Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры (ВООПИК). Антикоммунистические настроения уже витали в общении людей. Я узнал, что работа над бюстом была поручена Геннадию Ланкинен, встречался с ним, увидел его наработки и написал письмо секретарю Карельского обкома КПСС Степанову Владимиру Севастьяновичу. В письме я написал о решающей роли Н.Т. Григорьева в спасении коллектива и производства завода в момент, когда завод лишился заказов на снаряды, а с ними и финансово-продовольственного обеспечения. Инициированный Григорьевым перевод завода со снарядоделания на паровозоремонт дал заводу новые заказы, деньги и продовольствие. Я написал, что факт значимости рабочего Григорьева в политике и экономике должна быть отмечена памятным знаком в назидание потомкам. Затяжка исполнения решения об этом не красит Обком КПСС. Реакция  В.С. Степанова была очень оперативной и памятник стоит. Интересно, что в 1918 году коммунист Н.Т. Григорьев и инженер А.М. Пригоровский сумели организовать спасение завода, а в 2010 году в аналогичных условиях тысячи коммунистов, инженеров, политиков и чиновников не то чтобы сохранить - развалили в Петрозаводске буквально всё машиностроительное производство вместе с учебной, изобретательской, конструкторско-технологической и воспитательной базой. Поразительно! Куда делась культура наших учёных, журналистов и руководителей? Где наши историки, знающие что петрозаводская металлообработка всегда была «кузницей» флотского оружия и утрата её — это утрата обороноспособности.
 В 1990-х годах началась переоценка ценностей. Снесён памятный знак Ленину у Пединститута, (может теперь в связи с любовью, появившейся у наших чиновников к переименованиям - Педуниверситета или Педакадемии). Снесены памятники Ленину у ОТЗ и в Парке Пионеров (ныне Губернаторский сад). Литераторы, ещё недавно возносившие гений Ленина, провозгласившего: «социализм - это есть Советская власть плюс культурная революция плюс электрификация всей страны» и реализовавшего этот лозунг, «застрекотали» о переименовании улиц, несущих имена деятелей революции. И невольно вспоминаются времена Хрущёва и организованный им период переименований и сносов памятников Сталину... Сегодня практически нет в стране изображений Сталина, но память о его заслугах живёт, а о путях их достижения выходят книга за книгой. А что говорят и что можно сказать о делах и заслугах Хрущёва???
 Покупатель Дома Культуры ОТЗ снял со здания памятную доску, указывающую, что инициатором и организатором строительства ДК был И.В. Грачёв. Ну, и что? Память о Грачёве будет жить в результатах его работы, описанных в исторических книгах. А что говорят и будут говорить о сегодняшних руководителях, принимающих судьбоносные решения? Как их дети будут смотреть в глаза землякам через несколько лет, стоя на руинах недавней космической, атомной, авиационной державы?
 12 октября в Национальной библиотеке состоялась встреча энтузиастов клуба «Краевед» с автором многих воспитательно-познавательных публикаций Е.Е. Ициксон. Рассказ архитектора о 10 годах своей жизни, посвящённых реставрации здания Краеведческого музея на площади Ленина и о достигнутых результатах был настолько содержателен и интересен, что возникло предложение представить её кандидатуру на присвоение ей Петрозаводской мэрией  звания «Человек года». А мне подумалось: велик ли авторитет этого звания в городе, где общество относится к памяти о подвигах людей как к игре в шахматы: расставляет фигуры на доске, чтобы в процессе игры их «съесть». И потом начать игру по новому. Грустно всё это. Лучший памятник человеку — результат работы. И этот памятник не выдаётся человеку и этот памятник никто и никогда не снесёт.
 Я иногда задумывался: почему памятники деятелям союзного масштаба - Шотману, Калинину, Анохину были установлены практически сразу после принятия решения... И совсем иное отношение было к памяти о Григорьеве, Петрове, Антикайнене и другом Калинине... Я объясняю себе это тем, что наши политические лидеры не имеют чёткого собственного мировоззрения, что уровень культуры их мышления направлен в одну сторону: а как бы вышестоящий начальник не подумал о нём, что он слишком самостоятелен и независим, что он служит своему народу, а не административной системе. Аргументы к этому есть в моей памяти, но это совсем другая история... И от таких мыслей становится ещё грустней. Тем более, что я помню времена, когда среди моих знакомых, не стремившихся делать карьеру, встречались люди с полной раскованностью в мыслях и чувствах в отношении обустройства нашей жизни