Почему мужики «обабились»?
Вопросы воспитания молодёжи давно беспокоят население России. В 2008 году в «Курьере Карелии» были опубликованы мои заметки на тему: почему мужики обабились, а девушки омужичились... Недавно перечитал их, и, поскольку тема остаётся актуальной, решил предложить эти заметки в подкорректированном виде вниманию читателей иного круга...
1 мая 2008 года в « Прямой линии» «Курьера Карелии» были опубликованы ответы министра образования Карелии Александра Селянина на вопросы жителей Республики. Я задал вопрос: « В 1943-1954 годах мальчики и девочки учились раздельно. Как вы относитесь к актуальности раздельного обучения детей в наше время и в современной ситуации?»
Министр ответил: «Практика раздельного обучения у нас существовала. В некоторых странах она есть и сейчас. Но раздельное обучение предполагается в негосударственных, частных и духовных образовательных учреждениях. Законодательство мира предполагает предоставление равных возможностей получения образования вне зависимости от пола, расы и вероисповедания. Международное законодательство не позволит ввести на государственном или муниципальном уровне раздельное обучение».
Почему я задал этот вопрос министру? Потому, что с 1 по 4 класс я учился в 9 мужской школе Петрозаводска, а затем в 1954 году был переведён в смешанную школу. Недавно я узнал, что в 1918 году народный комиссар просвещения А. Луначарский также ввёл во всех учебных заведениях России совместное обучение мальчиков и девочек во имя равенства полов в доступе к образованию и таким образом унаследованные от царской России мужские и женские гимназии именно тогда перестали существовать. Другими словами, вопрос о совместном или раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек имеет длинную и сложную историю... Образно говоря, мы и в 1918, и в 1954 годах решали на одном «точильном камне» готовить к работе и «большие топоры», и «мизерные иголки». Возможно ли это? Вроде бы жизнь уже неоднократно показала, что девочек и мальчиков к выполнению их социальных ролей нужно готовить по разному и педагогами разных качеств. А мы вот уже дважды «наступаем на те же грабли»...
Интересно: как и почему власть СССР пришла к выводу о необходимости разделить школы после более чем 20-летней практики Луначарского воспитания мальчиков и девочек совместно...
29 февраля 1940 года на пост народного комиссара просвещения назначается В.П. Потёмкин, который в 1943 году в разгар всевозможных военных проблем Великой Отечественной войны добивается введения раздельного обучения мальчиков и девочек в 72 крупнейших городах страны. Почему только в крупнейших, а не во всех? Потому, что только в крупных городах можно было развести девочек и мальчиков в разные школы не создавая населению транспортных и каких-либо иных бытовых .проблем. И при этом получить достаточно чёткий ответ на эксперимент реформирования системы воспитания в школах страны.
Кто такой Владимир Петрович Потёмкин и почему к его реформе в такое сложное время государственные деятели СССР отнеслись столь уважительно... В. Потёмкин родился в 1876 году. Ещё в школе он увлёкся археологией, историей, изучил практику деятельности Ивана Грозного и Петра Великого — выдающихся военных и государственных деятелей, присоединивших к России берега Каспийского и Балтийского морей. Потёмкин достиг высокого положения в кругах российских учёных, увлёкся изданием книг и газет, которые, однако, монархическая власть за их необычную политико-пропагандистскую направленность регулярно закрывала или запрещала.
После революции 1917 года Потёмкин приходит работать в народный комиссариат просвещения, где резко выступает против организации частных школ и любых идей свободного воспитания, то есть обучения детей без каких-либо обязательных программ и учебников. «Все вопросы воспитания и просвещения, - заявлял он, - должны быть переданы в ведение государства».
Однако обстановка в стране сложилась так, что В.Потёмкин должен был отойти от образовательно-учебных дел и заняться военными и дипломатическими проблемами вплоть до 1940 года.
В 64-летнем возрасте он вновь возглавил систему образования в стране, заявил о её важнейшей роли в деле воспитания молодёжи и обеспечении надёжного будущего страны. Потёмкин настаивал, что в систему образования необходимо вкладывать не менее 31 процента госбюджета. Во время войны Потёмкин поставил вопрос и добился начала разведения мальчиков и девочек по разным школам. Он убеждал правительство, что даже во время войны недопустимо снижение финансирования системы образования. Сразу после окончания войны финансирование образования его усилиями стало увеличиваться. Вот таким министром был В.П. Потёмкин. К сожалению, в 1946 году 70-летний министр просвещения умер. Однако его замыслы и наработки при жизни Сталина оставались в практике жизни СССР и приносили свои плоды.
После запуска в СССР первого искусственного спутника земли весь мир пришёл к выводу, что секрет этого успеха лежит в системе организации обучения и воспитания молодёжи в СССР. Заслугам Потёмкина в этом успехе СССР в 1958 году дал на выступлении в Конгрессе США «отец» американской атомной подводной лодки адмирал Риковер. Он сказал: «Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования». Его дополнил и поддержал на том же заседании сенатор Джон Кеннеди: «Исход битвы, которую мы ведём с Советским Союзом будет решён в школьных классах Америки».
После этого заседания Конгресса американцы пересмотрели своё отношение к организации учебного процесса и финансированию собственной школы и взяли за основу своих реформ в образовании опыт работы школ в СССР.
Ну, а в нашей стране после смерти Сталина в Постановлении Совета Министров СССР от 1 июня 1954 года решили: «...учитывая пожелания родителей учащихся и мнения учителей школ ввести... совместное обучение мальчиков и девочек».
В такие «пожелания родителей» лично я не верю. Никому из чиновников не было интереса опрашивать родителей... А вот работать чиновникам и педагогам при однообразии воспитания мальчиков и девочек стало проще. Но лучше ли от этого стало стране и её населению?
Сегодня очевидно, что результатом забвения опыта предков стало омужичивание девочек. Они на равных с парнями пьют пиво, курят табак, наносят на тело татуировки, оделись в брюки, жестоко дерутся, «глушат» водку в застольях, рано и беспорядочно в компаниях парней начинают половую жизнь.
Парни стали носить длинные волосы, сложные изощрённые причёски, серьги и пирсинг в самых разных местах. Сегодня схвати такого представителя мужественного пола за волосы или серьгу и он от боли заверещит и признает поражение. Сегодня в среде мальчишек нет культа силы, ничтожно увлечение боксом, борьбой, штангой и в целом физкультурой и спортом. Сегодня очень мало мальчишек увлечено техническими видами спорта — моделированием кораблей и танков, познанием стратегии и тактики военных действий, изучением методов проектирования техники, применением законов механики, физики, химии и т. д. Зато расплодилось множество музыкально-танцевальных, пиво-футбольных, военно-исторических театрализованных клубов и секций ритуальных восточных единоборств. Молодёжи не внушается, что для защиты страны от посягательств противника необходимо овладевать знаниями устройства кораблей, танков, самолётов, артиллерийских систем, стрелкового оружия и т. д. Парни перестали быть надёжными защитниками Родины. Но это ещё не всё.
Совместное обучение и воспитание девочек и мальчиков да ещё в условиях развратных телевидения и фотожурналистики лишило романтики отношения полов на момент прихода готовности молодёжи к вступлению в брак. В результате, распространяется педерастия и другие неестественные отношения полов, наркомания, заменяющие счастье естественных отношений между полами. Браки стали непрочны, рождается множество инвалидов детства и слабоумных детей, в стране миллионы детей-сирот. Продолжительность жизни из-за её неестественности резко сократилась. Девушки сегодня понятия не имеют о том, что их сила в их слабости, что их женственность есть основа благополучия семьи и привлекательности домашнего очага. Неблагополучие в семьях — ведёт к неблагополучию в государстве и народе.
Причин для тревоги за судьбу страны и её молодёжи более чем достаточно, но действия министерства просвещения, позиции председателя Совета Министров России и Президента России не дают надежд на то, что тревоги эти временные. Большая беда стоит на пороге будущего нашей страны.
И невольно сравниваешь наше время с эпохой Сталина... Сталинским управленцам достаточно было получить опыт финской войны, чтобы тут же осознать пагубность совместного воспитания мальчиков с девочками. Для событий советско-финской войны были характерны уклонения окружённых советских войск от боевых действий: окруженные воины дивизий проявляли безинициативность в боевых действиях, умирали в бездействии от мороза и голода, а командиры этих подразделений вместо служения Родине кончали жизнь самоубийством. Когда пагубность совместного воспитания мальчиков с девочками была осознана, неотложные меры по исправлению ошибки были приняты немедленно - даже во время большой войны.
В наше время современные управленцы от образования принимают такие реформы, что становится просто страшно... Ну, никакими усилиями мысли никакими фактами уже нет возможности понять логику целесообразности позиции реформаторов. Давайте рассмотрим позиции Луначарского и Селянина с позиций их же аргументов... Равный доступ к образованию... Но образование — это обучение плюс воспитание. Содержание обучения определяется программой преподавания. Если мы разведём девочек и мальчиков по разным зданиям школ, но преподадим те же объёмы знаний — закон о доступности знаний для всех будет соблюдён. Ну а результаты воспитания в виде обабившихся парней и омужеченных девушек очевидны всем. Они не радуют и требуют мер на основе опыта предков. Пришла пора действовать .
В.Савельев.